Крестовые походы 1096 г. − первая половина 1291-х гг.

Крестовые походы  1096 г. − первая половина 1291-х гг.

Крестовые походы  1096 г. − первая половина 1291-х гг.

Автор: Донской Г. Г.кандидат исторических наук.

1. Святая земля и причины крестовых походов

2. Первые сражения крестоносцев

3. Государства крестоносцев на Востоке

4. Духовно-рыцарские ордены

5. Крестовые походы XII ― начала XIII в.

7. Завершение и итоги походов в Святую землю

Важнейшие даты:

  • 1096‒1099 гг. ― Первый крестовый поход;
  • 1189–1192 гг. ― Третий крестовый поход;
  • 1202–1204 гг. ― Четвёртый крестовый поход;
  • 1291 г. ― потеря крестоносцами крепости А́кра в Палестине, завершение эпохи крестовых походов.

Термины: госпитальеры, пилигрим, духовно-рыцарский орден, тамплиеры, Тевтонский орден.

Персоналии: Людовик IX Святой, Пётр Пустынник, Ричард I Львиное Сердце, Сала́х ад-Дин, Филипп II Август, Фридрих I Барбаросса.

В конце XI ― XIII в. рыцари со всей Европы отправлялись в далёкие походы в Палестину, чтобы сражаться там за христианские святыни. Какие были причины крестовых походов? Можно ли считать их успешными? Какое влияние оказали крестовые походы на мировую историю?

Святая земля и причины крестовых походов

В Палестине находятся святые места христиан, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Главным городом Святой земли был Иерусалим ― здесь Иисус Христос проповедовал новую веру и принял смерть на кресте. В эпоху расцвета Византийской империи в памятных для христиан местах Иерусалима были построены церкви и организовано их посещение многочисленными паломниками со всего света. Наиболее почитаемым местом Иерусалима был храм Гроба Господня. С возникновением Арабского халифата Иерусалим попал под власть арабов-мусульман. Христианское паломничество в Иерусалим продолжалось. Арабы этому не препятствовали, поскольку к христианству относились с уважением. Однако в XI в. Иерусалим и другие святые места Палестины оказались захвачены турками-сельджуками ― кочевниками, пришедшими из Средней Азии. Путешествия христианских паломников в Святую землю стали опаснее, чем прежде. До Европы доходили слухи о том, что сельджуки оскверняют христианские святыни. В христианском мире сформировался образ восточного врага ― мусульман-сельджуков, которые якобы собираются уничтожить всё, что свято для христиан. Мусульман европейцы называли «сарацины» (в переводе с греческого ― «восточные люди»).

Византийская империя вынуждена была отдать сельджукам значительные территории в Малой Азии. Правители Византии на протяжении второй половины XI в. неоднократно обращались к римскому папе и европейским феодалам с просьбами о помощи в борьбе с завоевателями. Папа Урбан II (1088–1099) отнёсся серьёзно к очередной просьбе византийского императора о помощи. Он созвал церковный собор, на котором епископы и кардиналы поддержали идею освобождения Палестины от мусульман. В ноябре 1095 г. у стен г. Клермон папа Урбан II выступил перед большой толпой народа с воззванием изгнать завоевателей из Святой земли. Воззвание было встречено со всеобщим одобрением, люди несколько раз прерывали речь папы криками «Так хочет Бог!».

Памятник римскому папе Урбану II. Анри Гургуийон
Памятник римскому папе Урбану II. Анри Гургуийон

Началась подготовка к походу. По всей Европе люди разных сословий продавали имущество, чтобы купить оружие и снаряжение для войны за освобождение Святой земли. Римский папа пообещал, что всем участникам похода будет даровано прощение грехов и попадание в рай после смерти. В качестве отличительного знака участники похода нашивали на одежду сделанный из ткани крест ― символ христианства, поэтому их стали называть крестоносцами. Военные экспедиции европейцев в Святую землю получили название крестовых походов. Они продолжались с конца XI до конца XIII в. и составили особую эпоху в мировой истории.

Причины крестовых походов были разными.

1. На первом месте была религиозная идея спасения христианских святынь. Участие в походе рассматривалось как угодное Богу дело, благодаря которому прощаются грехи. Замаливать грехи в монастыре было долго и трудно, для покупки индульгенции мало у кого были деньги. Спасение христианских святынь казалось наиболее простым и надёжным способом попасть в рай. Крестовые походы стали религиозным движением ― войной за христианскую веру.

2. Помимо духовных, были и вполне земные экономические и политические причины крестовых походов. Европейцы верили, что Палестина ― богатая и плодородная земля, где можно жить беззаботно. Европейские крестьяне страдали от неурожаев, голода и феодального гнёта. В Палестине они рассчитывали обрести богатство и свободную жизнь. По тем же причинам в поход стремились многие европейские феодалы ― зачастую они являлись младшими сыновьями в семьях и не могли рассчитывать на хорошее наследство. На родине их ждали бедность, унижение перед сеньорами, тяжёлая служба. Война за Святую землю сулила богатства и независимость, а также хорошо сочеталась с идеалами рыцарской чести. В крестовых походах было  заинтересовано и европейское купечество. Взять под контроль Палестину означало для них избавиться от лишних посредников и конкурентов в торговле с восточными странами. Главным организатором походов выступала католическая церковь. Победы в войне с мусульманами должны были увеличить её влияние и богатство.

Первые сражения крестоносцев

Крестовые походы приобрели в Европе общенародный характер. Точное количество походов назвать сложно, поскольку многие из них имели стихийный, неорганизованный характер. Основные сражения за Святую землю проходили с конца XI до второй половины XIII в. Однако в XIV–XVI вв. многие военные предприятия современники также именовали крестовыми походами, только теперь походы были направлены против врагов церкви в Европе.

Первый крестовый поход проходил в 1096–1099 гг. Военная экспедиция феодалов в Святую землю собиралась долго. Профессиональные военные понимали, что нужно очень хорошо подготовиться. На призыв папы Урбана II освободить Иерусалим откликнулось много крестьян и городской бедноты. Они не стали ждать феодалов и собрались в собственное войско, которое трудно было назвать серьёзной военной силой. Бедняки были очень плохо вооружены, не располагали хорошим флотом и достаточным количеством лошадей. Опыта участия в сражениях у них, конечно, тоже не было. Возглавил войско бедноты монах Пётр Пустынник, который обладал выдающимся талантом публичных выступлений. Он сумел убедить большое количество людей в том, что сам Бог благословляет их идти в Святую землю. Весной 1096 г. армия бедняков направилась в Палестину. Они шли через европейские земли ― Венгрию и Болгарию. По дороге бедняки искали пропитание, грабя местное население. Армия бедняков-крестоносцев превратилась в толпу разбойников. Местные жители, через земли которых шла армия Петра Пустынника, вынуждены были защищаться с оружием в руках. Проходя мимо крупных европейских городов, бедняки спрашивали: «Это ли Иерусалим, который следует освободить от мусульман?». Так они с трудом дошли до Константинополя. Неорганизованную толпу бедняков византийцы побоялись впустить в свою столицу и предпочли поскорее переправить их в Малую Азию. Здесь предводитель похода Пётр Пустынник бросил своих людей, чтобы присоединиться к идущему следом в Палестину войску феодалов. Первое же сражение бедняков с сарацинами обернулось трагедией — почти все участники нищенского похода были перебиты.

«Пётр Пустынник призывает народ к крестовому походу». 
Джеймс Арчер
«Пётр Пустынник призывает народ к крестовому походу».
Джеймс Арчер

Войска феодалов выступили в Палестину летом и осенью 1096 г. В походе участвовали знатные рыцари из Италии, Франции, Англии, Священной Римской империи, Византии. Они были хорошо вооружены, обеспечены деньгами и провиантом. Единого командования у крестоносцев не было. Отдельные феодалы пользовались уважением, поэтому иногда могли оказать влияние на общую судьбу крестового похода. Выдающимися лидерами похода были герцог Лотарингии Го́тфрид Бульо́нский и потомок норманнов из Италии Боэму́нд Таре́нтский. Войска феодалов двигались разными маршрутами и собрались вместе в Константинополе. Здесь к ним присоединилась византийская армия. В апреле 1097 г. армия крестоносцев вступила в Малую Азию. Успехи не заставили себя ждать. Крестоносцы одержали ряд побед над турками-сельджуками и взяли крупные города ― Никею, Эдессу, Антиохию.

Карта Первого крестового похода. Captain Blood
Карта Первого крестового похода. Captain Blood

Победы давались крестоносцам нелегко. К Иерусалиму их сильно поредевшая армия подошла только в июне 1099 г. Выяснилось, что земли Палестины далеко не так прекрасны, как их изначально представляли себе европейские рыцари. Крестоносцы постоянно испытывали нехватку еды и пресной воды. Палящее солнце создавало трудности с ношением железных доспехов. Разобщённость войска приводила к стычкам между рыцарями из-за добычи. Оказавшиеся у стен Иерусалима крестоносцы были изнеможены, злы и исполнены религиозного фанатизма. Яростный штурм привёл к взятию города. В отношении жителей города крестоносцы учинили грабёж и жестокую резню. Взятие Иерусалима стало самым большим и заключительным успехом Первого крестового похода.

Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. Эмиль Синьоль
Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. Эмиль Синьоль

Государства крестоносцев на Востоке

Крестоносцы отвоевали у турок-сельджуков земли вдоль побережья Сирии и Палестины, но передавать завоевания византийскому императору никто не собирался. Крестоносцы стали сами управлять захваченными территориями, устраивая здесь европейские феодальные порядки. Знатные сеньоры заняли крупные города, сделали их своими столицами. Окрестные земли были отданы вассалам в качестве феодов. Крестоносцы создали в Сирии и Палестине несколько независимых государств. Главным из них было Иерусалимское королевство, возглавляемое сначала Готфридом Бульонским, затем его братом Балдуином I. Севернее располагались другие феодальные государства: Графство Эдесса, Княжество Антиохия и Графство Триполи. Они формально признавали вассальную зависимость от Иерусалимского королевства.

Государства крестоносцев на Востоке в начале 1140-х гг.
Государства крестоносцев на Востоке в начале 1140-х гг.

Жители завоёванных территорий попали в личную зависимость от рыцарей — владельцев земли. Как мусульмане, так и христиане были обложены высокими налогами. В том числе они должны были платить церковную десятину. Европейским феодалам приходилось силой поддерживать целостность своих владений. Местное население оказалось настроено к крестоносцам враждебно, а турки-сельджуки не собирались мириться с западными завоевателями. Приход крестоносцев способствовал прекращению междоусобиц среди турок-сельджуков. Объединение мусульман перед лицом общего врага проходило на фоне начавшейся феодальной раздробленности в государствах крестоносцев.

Духовно-рыцарские ордены

В ходе Первого крестового похода пришедшие в Святую землю европейцы стали организовываться в духовно-рыцарские ордены. Участники таких орденов были одновременно рыцарями и монахами. В противовес учинённому крестоносцами насилию, духовно-рыцарские ордены стремились показать своей жизнью образец христианской добродетели. Они приносили священные клятвы (обеты) Богу: не вступать в брак, жить в бедности, помогать нищим, строго подчиняться приказам церкви, отказаться от веселья и развлечений, например от азартных игр. У каждого духовно-рыцарского ордена был свой список обязательных правил ― устав. Во главе ордена находился наиболее уважаемый рыцарь ― великий магистр. Стать членом ордена мог не каждый: для этого нужно было выдержать определённые испытания и пройти обряд посвящения.

Духовно-рыцарские ордены ― создававшиеся в эпоху крестовых походов объединения рыцарей, дававших монашеские клятвы. Духовно-рыцарские ордены подчинялись католической церкви. Целями орденов, как правило, была защита христианских святынь, обеспечение безопасности приезжающих в Святую землю паломников (пилигримов) и борьба с врагами церкви.

В 1099 г. в Палестине возник духовно-рыцарский орден госпитальеров. Их служение Богу заключалось в помощи прибывающим в Святую землю паломникам. Они лечили больных и раненых, держали дома, где паломники могли переночевать. Госпитальеры организовали сначала в Палестине, а затем и в Европе специальные учреждения, где ухаживали за больными ― госпитали. C течением времени мусульмане вытеснили европейских феодалов из Палестины, поэтому госпитальеры вынуждены были перебраться сначала на о. Родос, затем на о. Мальта (отсюда другое название ордена ― Мальтийский). 

Орден тамплиеров изначально ставил целью военную защиту паломников, приезжающих в Святую землю. Название ордена связано с тем, что его резиденция находилась на месте древнего иудейского храма («тампль» по-французски ― «храм»). В XII–XIII вв. тамплиеры превратились во влиятельную организацию, действующую как в Святой земле, так и по всей Европе. Они стали принимать богатые пожертвования и заниматься ростовщичеством. О богатствах тамплиеров слагали легенды. 

Тевтонский орден (тевтоны ― древний племенной союз германцев) был организован в конце XII в. Добиться успехов в Святой земле этому ордену не удалось, поэтому очень скоро он направил свои усилия на борьбу с язычниками, которые ещё оставались в Прибалтийских землях. Здесь в 1220-е гг. орден создал собственное государство.

Духовно-рыцарские ордены играли важную роль в объединении сил крестоносцев. Однако их усилий было не достаточно для защиты Святой земли. После завершения крестовых походов духовно-рыцарские ордены продолжили свою деятельность в Европе, где сыграли важную политическую роль.

Крестовые походы XII ― начала XIII в.

Государства крестоносцев оказались слабы, чтобы сопротивляться натиску мусульман. В 1144 г. крестоносцы потеряли Графство Эдессу. Римский папа призвал европейских феодалов к новому походу на Восток. Проходивший в 1147–1149 гг. Второй крестовый поход окончился разгромом армии французских и немецких феодалов. Сарацины становились всё сильнее. Внешняя угроза способствовала объединению их земель. Султан Сала́х ад-Дин (по-европейски Саладин) был выдающимся политиком и полководцем. В 1170-е гг. его власть распространялась на Египет, Месопотамию и Сирию. В 1187 г. под ударами армии сарацинов пал Иерусалим. До Европы дошли слухи, что христианские храмы Иерусалима превращены в мечети, а христиане-жители Святой земли проданы в рабство. Слухи были правдой только отчасти (Сала́х ад-Дин пообещал не притеснять христианских паломников), но католическая церковь и европейские феодалы приступили к подготовке нового крестового похода.

Проходивший в 1189–1192 гг. Третий крестовый поход был похож на Первый крестовый поход целями и размахом. Рыцари снова направлялись на Восток, чтобы освободить святой город Иерусалим. Войска были собраны со всей Европы. Поход возглавляли три могущественных монарха: император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1155–1190), король Франции Филипп II Август (1179‒1223) и король Англии Ричард I Львиное Сердце (1189–1199). В отличие от Первого крестового похода, на этот раз дела у крестоносцев сразу пошли неудачно. Двигаясь с войском к Палестине, император Фридрих I Барбаросса случайно упал с коня во время переправы через реку и утонул. После этого почти все его вассалы прекратили поход и вернулись домой.

Смерть Фридриха I Барбароссы. Гравюра Юлиуса Шнорра. XIX в.
Смерть Фридриха I Барбароссы. Гравюра Юлиуса Шнорра. XIX в.

Английские и французские рыцари отправились в Палестину на кораблях. По пути англичане захватили о. Кипр. Затем объединённое войско крестоносцев осадило город-порт Акру. Но осада затянулась почти на два года. Ричард I Львиное Сердце был настроен решительно, он собирался дойти до Иерусалима. Филипп II Август был настроен более прагматично. Увидев многочисленные трудности в реализации целей похода, он решил вернуться обратно во Францию. После взятия Акры в 1191 г. французский король и многие из его вассалов отправились домой, оставив англичан один на один с сарацинами. Ричард I Львиное Сердце прослыл храбрым и отчаянным воином. Он несколько раз приводил свою армию к стенам Иерусалима. Каждый раз английскому королю не хватало сил для успешного штурма. В итоге он получил нерадостные известия с родины: английский престол в его отсутствие захватил его брат, а бывший союзник Филипп II Август оккупировал английские владения во Франции. Ричард I Львиное Сердце вынужден был заключить мир с Сала́х ад-Дином и спешно отбыл домой. Однако по дороге в Англию он на два года оказался в плену у императора Священной Римской империи. Затем король Англии взялся отвоёвывать свои владения у французов и погиб во время осады одного из замков в землях Аквитании.

«Ричард Львиное Сердце на пути в Иерусалим». Джеймс Уильям Гласс. Середина XIX в.
«Ричард Львиное Сердце на пути в Иерусалим». Джеймс Уильям Гласс. Середина XIX в.

Четвёртый крестовый поход (1202–1204) значительно отличался от всех предыдущих. Для отправки в Святую землю крестоносцы решили нанять флот Венецианской республики. Когда корабли были уже готовы к отплытию, выяснилось, что у крестоносцев не хватает денег для оплаты плавания. Венецианцы давно соперничали с византийцами в торговле на Средиземном и Чёрном морях. Они предложили крестоносцам в счёт платы за плавание напасть на византийские земли. Рыцари к этому времени уже потеряли былое рвение воевать с мусульманами. Ограбить византийские земли казалось им заманчивым делом, тем более что в Византии разгорелась смута из-за императорского престола. 

Летом 1203 г. армия крестоносцев неожиданно высадилась с венецианских кораблей рядом с Константинополем и начала осаду города. В апреле 1204 г. Константинополь пал, крестоносцы учинили разорение византийской столицы. Был разграблен даже храм Святой Софии. Крестоносцы массово вывозили к себе домой византийские сокровища и священные реликвии. Территория Византии была разделена на несколько частей. Крестоносцы создали здесь несколько государств, самым сильным из которых была Латинская империя с центром в Константинополе. Византийская империя на время прекратила своё существование. О походе в Палестину крестоносцы уже не думали. Четвёртый крестовый поход стал переломным. Крестоносцы устроили войну против христиан. Стало очевидно, что религиозная идея войны за христианские святыни окончательно уступила место жажде грабежа и наживы.

Латинская империя и окружающие территории. Jniemenmaa
Латинская империя и окружающие территории. Jniemenmaa

Завершение и итоги походов в Святую землю

На протяжении всего XIII в. католическая церковь пыталась организовывать военные походы в Святую землю. И каждый раз крестоносцы терпели поражения.

По мнению духовенства, крестовые походы оборачивались неудачами из-за греховности их участников ― рыцарей. В 1212 г. был организован так называемый крестовый поход детей. В нём участвовали и бедняки, и рыцари, но главное, их сопровождали около 25 тысяч детей. Считалось, что дети чисты перед Богом, и поэтому только они могут освободить Святую землю от мусульман. Флот с крестоносцами отбыл из порта Марселя. Однако участники похода даже не добрались до Иерусалима: часть из них погибла в море во время бури, а часть была продана хозяевами кораблей в рабство на невольничьих рынках Египта.

Дальнейшие крестовые походы XIII в. были обращены против мусульманских земель в Северной Африке. Целями походов стал грабёж и борьба за контроль над торговыми путями в Средиземном море. Первоначальные идеалы крестоносного движения разделял французский король Людовик IX Святой (1226–1270). Он устроил гонения на иноверцев у себя на родине и два раза возглавлял крестовые походы в Северную Африку. Каждый раз походы оканчивались неудачно. Во время своего последнего похода в 1270 г. король умер от скоротечной болезни.

Отправление войска Людовика IX Святого в крестовый поход. Миниатюра
Отправление войска Людовика IX Святого в крестовый поход. Миниатюра

Тем временем владения крестоносцев в Сирии и Палестине сокращались. Сарацинские армии наступали и казались непобедимыми. Новые рыцари не спешили ехать на войну с мусульманами, поскольку им хватало забот и военных конфликтов в Европе. Последний оплот крестоносцев в Палестине ― крепость Акра — был оставлен в 1291 г. Надежд на возвращение Святой земли у европейских феодалов больше не было. Покинувшие восточные земли крестоносцы приняли участие в европейских конфликтах. 

Крестовые походы оказали большое и неоднозначное влияние на развитие стран Запада и Востока. Как христиане, так и мусульмане понесли большие потери, было потрачено много ресурсов и убито много людей. В пожаре войны погибли выдающиеся памятники культуры. Были превращены в руины богатые города Ближнего Востока. Вражда между христианами и мусульманами принесла много страданий людям как во время крестовых походов, так и после их завершения. От нашествия крестоносцев сильно пострадала Византийская империя. Раскол между католической и православной церквями усилился. Для Запада крестовые походы имели также и положительное значение. Европейцы ближе познакомились с восточной культурой и многое переняли у мусульман. Так, европейские ремесленники научились изготавливать шёлк, стеклянные зеркала, усовершенствовали техники обработки металлов. В быту европейцев стали распространяться восточные традиции ― например, правило мыть руки перед едой. Большую роль крестовые походы сыграли в развитии торговли. Европейские (особенно итальянские) купцы прочно обосновались на восточном побережье Средиземного моря, что сделало восточные товары более доступными для Европы. Даже после изгнания крестоносцев из Сирии и Палестины торговые связи Востока и Запада продолжили активно развиваться. Таким образом, в результате крестовых походов западный мир получил определённую пользу от взаимодействия с восточным миром.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *