Нантский эдикт Генриха IV во Франции – 1598

Нантский эдикт Генриха IV во Франции – 1598

Нантский эдикт (фр. Édit de Nantes) — закон, даровавший французским протестантамгугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной веротерпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.

I. … воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом…— «Нантский эдикт»

Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в тех городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право.

III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства… где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить…[2]— «Нантский эдикт»

Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании ранее заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. Было воспрещено по религиозным мотивам лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через СюллиМорнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре — для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле — смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté — места безопасности); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-РошельСомюр и Монтобан. Гугенотской депутации король прямо сказал, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками.

Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только Руанский парламент упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598 года – закон, подписанный французским королём Генрихом IV 13 августа 1598 года в городе Нант; за­вер­шил Ре­ли­ги­оз­ные (гу­ге­нот­ские) вой­ны во Фран­ции.

Нантский эдикт явил­ся пер­вой по­пыт­кой соз­да­ния сво­его ро­да дек­ла­ра­ции прав под­дан­ных французской мо­нар­хии не­за­ви­си­мо от их кон­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти. Из­дав Нантский эдикт, Ген­рих IV про­дол­жил по­ли­ти­ку ре­лигиозного при­ми­ре­ния, ко­то­рую без­ус­пеш­но пы­та­лись вес­ти по­след­ние ко­ро­ли из ди­на­стии Ва­луа (эдик­ты Кар­ла IX, Ген­ри­ха III и др.). Нантский эдикт объ­яв­лял официальной ре­ли­ги­ей ка­то­ли­цизм, воз­вра­щал ка­то­лической церк­ви кон­фи­ско­ван­ные за вре­мя вой­ны зем­ли, но вме­сте с тем пре­дос­тав­лял французским гу­ге­но­там сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В Нантском эдикте дек­ла­ри­ро­ва­лись пра­ва про­тес­тан­тов на рас­по­ря­же­ние иму­ще­ст­вом, об­ра­зо­ва­ние, суд, медицинская по­мощь, за­ня­тие государственных долж­но­стей. В то же вре­мя Нантский эдикт ог­ра­ни­чи­вал воз­мож­но­сти от­прав­ле­ния куль­та про­тес­тан­та­ми: в круп­ных го­ро­дах, епи­скоп­ских ре­зи­ден­ци­ях и их ок­ре­ст­но­стях (Па­риж, Ту­лу­за, Ди­жон, Реймс, Шартр и др.) бо­го­слу­же­ние бы­ло за­пре­ще­но, при­чём спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­лось, что под «ок­ре­ст­но­стью» по­ни­ма­ет­ся тер­ри­то­рия от 2 до 5 лье. На про­тес­тан­тов на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­чи­вать де­ся­ти­ну в поль­зу гал­ли­кан­ской церк­ви (смотри Гал­ли­кан­ст­во), не ра­бо­тать во вре­мя ка­то­лических празд­ни­ков; слу­жи­тели про­тес­тант­ских церк­вей (как и ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­во) ос­во­бо­ж­да­лись от не­се­ния во­енной служ­бы и та­льи. Для су­деб­ных раз­би­ра­тельств по де­лам пред­ста­ви­те­лей ре­фор­ми­ро­ван­ной ре­ли­гии соз­да­ва­лись специальной па­ла­ты при пар­ла­мен­тах в Па­ри­же, Ту­лу­зе, Бор­до и Гре­ноб­ле, со­сто­яв­шие на­по­ло­ви­ну из про­тес­тан­тов. Со­глас­но Нантскому эдикту, в го­ро­дах, где бы­ло раз­ре­ше­но от­прав­ле­ние куль­та, по­зво­ля­лось от­кры­вать про­тес­тант­ские шко­лы и ака­де­мии (Мон­то­бан, Се­дан, Ним и др.). Важ­ной ча­стью эдик­та ста­ли сек­рет­ные ста­тьи, пре­ду­смат­ри­вав­шие со­хра­не­ние за гу­ге­но­та­ми за­ни­мае­мых ими со вре­мён ре­лигиозных войн го­ро­дов-кре­по­стей и ук­ре­п­лён­ных мест (Ла-Ро­шель, Мон­то­бан, Мон­пе­лье, Ним, Ньор и др.), мно­гие из ко­то­рых яв­ля­лись пор­та­ми. Это пра­во жа­ло­ва­лось на 8 лет с воз­мож­но­стью про­дле­ния.

Нантский эдикт встре­тил рез­кую оп­по­зи­цию со сто­ро­ны рим. ку­рии, ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­ва и пар­ла­мен­тов, ко­то­рые за­тя­ну­ли его ре­ги­ст­ра­цию на несколько де­ся­ти­ле­тий. Па­риж­ский пар­ла­мент за­ре­ги­ст­ри­ро­вал Нантский эдикт толь­ко по­сле сме­ны пре­зи­ден­та в 1599 годду, Ру­ан­ский пар­ла­мент – в 1610 году. Нантский эдикт не удов­ле­тво­рил так­же гу­ге­но­тов, счи­тав­ших ус­туп­ки со сто­ро­ны ко­ро­лев­ской вла­сти не­дос­та­точ­ны­ми. Од­на­ко на не­ко­то­рое вре­мя Нантский эдикт обес­пе­чил внут­ри­по­ли­тическую ста­биль­ность во Фран­ции.

При Лю­до­ви­ке XIII на­ча­лось на­сту­п­ле­ние на да­ро­вав­шие­ся Нантским эдиктом пра­ва гу­ге­но­тов. Эдик­том в Але (28.6.1629 года) от­ме­ня­лись сек­рет­ные ста­тьи: при со­хра­не­нии сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния про­тес­тан­там за­пре­ща­лось вла­деть го­ро­да­ми-кре­по­стя­ми. Лю­до­вик XIV окон­ча­тель­но от­ме­нил Нантский эдикт (эдикт Фон­тенб­ло от 18.10.1685 года), многие гу­ге­но­ты по­ки­ну­ли Фран­цию.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.