Речь Посполитая

Visits: 5

Образование Речи Посполитой - 1569 г.

Образование Речи Посполитой – 1569 г.

Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolitaз. – рус. Рѣч Посполиталат. Poloniae Regnum ut et Magni Ducatus Lithuaniae) — федеративное государство, возникшее в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского на основе Люблинской унии в 1569 году и ликвидированное в 1795 году с разделом его земель между РоссиейПруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных ПольшиУкраиныБелоруссии и Литвы, а также частично на территории современных РоссииЛатвииМолдавииЭстонии и Словакии.

При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх,

носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

Название

Традиционное название государства — «Речь Посполитая» — является дословным переводом на польский язык латинского термина Res Publica (польск. rzecz — вещь, дело; pospolita — общая). На русский язык этот термин дословно переводится как «общее дело» или «общая вещь». Официальное название государства — Королевство Польское и Великое княжество Литовское (польск. Królestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie). Местными жителями государство обычно называлось просто Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolitaзап.-русск. Рѣч Посполита). Собственно Королевство Польское местные жители кратко называли Короной, а Великое княжество Литовское — Литвой, а иногда — Великим княжеством.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая Польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polskaлат. Serenissima Res Publica Poloniae).

Ныне широко употребляемое название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów) не является аутентичным и, вероятно, получило распространение после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии польского писателя Павла Ясеницы. Само по себе словосочетание «Obojga Narodów» использовалось, например, во Взаимной гарантии обоих народов, однако никогда — в качестве названия страны/государства.

В современной польской историографии период в истории Польши с 1569 по 1795 именуется «I Речь Посполитая», с 1918 по 1939 — «II Речь Посполитая», с 1989 года — «III Речь Посполитая». Период существования Польской Народной Республики (1944—1989) в этой нумерации не учитывается или называется термином Rzeczpospolita Ludowa (народная республика), чтобы подчеркнуть её отличие от других Речей Посполитых.

Путешествие двора польского магната во времена короля Августа III Саксонского. Художник Ян Хельминский, 1880 год.
Путешествие двора польского магната во времена короля Августа III Саксонского. Художник Ян Хельминский, 1880 год.

Государственное устройство

Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» — польского и литовского, под которыми понималась совокупность представителей шляхетского сословия Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого князя литовского (в его краткой версии). Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм двух делегатов, которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам.

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы.

Избрание монарха происходило на проводившемся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Право быть избранным также имел каждый шляхтич, при этом в большинстве случаев кандидатами на престол становились представители иностранных династий. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по наследству, издания декретов (привилеев), противоречащих законам, а также ареста шляхтича без суда. Дополнительные ограничения на королевскую власть накладывали так называемые генриковы артикулы, принимаемые монархом перед вступлением на престол. Политические и финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным соглашением, известным как Pacta conventa. Подписанием этого договора король и великий князь отказывался от передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с королевским советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать Сейм, без разрешения которого не объявлять войны и мира и не вводить новые налоги. На территории Великого княжества Литовского условия правления великого князя определялись также положениями Статута Великого княжества Литовского.

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — личной унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского, существовавшей с перерывами с 1385 года. В 1569 году между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом с двойным титулом короля польского и великого князя литовского, общим сеймом, единой внешней политикой и монетной системой. При этом обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское, несмотря на протесты магнатерии, утратило при этом значительные территории на юге, ВолыньПодолье и Киевщину.

Речь Посполитая в 1635 году
Речь Посполитая в 1635 году

Политическая история

Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют «Золотым веком», каким он был для нобилитированного меньшинства страны — шляхты, а также для многих горожан, пользовавшихся выгодами самоуправления по Магдебургскому праву. Однако в дальнейшем в политической жизни страны всё более нарастала анархия, а катастрофические демографические потери в ходе войн второй половины XVII — начала XVIII веков предопределили экономический упадок. В последние годы существования страны были проведены масштабные реформы как в экономической, так и в политической сферах, с помощью которых планировалось обеспечить Речи Посполитой устойчивое развитие, однако в этот момент объединённые силы трёх соседних держав уничтожили и разделили государство между собой.

В момент образования Речь Посполитая находилась в состоянии тяжёлой войны с Россией, ставшей одной из главных причин заключения Люблинской унии. Несмотря на крайне неудачное начало, война была завершена умеренно выгодным для Речи Посполитой Ям-Запольским миром. Разногласия по поводу выборов нового короля после смерти Стефана привели к вторжению австрийской армии, которая была разбита, а возглавлявший её эрцгерцог Максимилиан взят в плен. Восстания Косинского и Наливайко в конце XVI века, несмотря на их неудачу, ознаменовали становление украинского казачества как важной политической силы.

В начале XVII века внешняя политика страны становится более экспансионистской; король Сигизмунд III ведёт войны с РоссиейШвециейОсманской империей. Также шляхта, иногда с позволения короля, а иногда вопреки его воле, принимала участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в Тридцатилетней войне на территории Священной Римской империи. Благодаря мастерству полководцев, таких как Ян Ходкевич, Речь Посполитая одержала немало побед, тем не менее эти войны не привели к кардинальному изменению геополитической ситуации в её пользу.

Середина XVII века оказалась для Речи Посполитой катастрофической: восстание Богдана ХмельницкогоРусско-польская война (1654—1667) и война со Швецией поставили государство на грань гибели. Тем не менее король Ян II Казимир сумел удержать страну от распада и поглощения соседями. Следующий период роста политического могущества Речи Посполитой связывается с правлением Яна III Собеского; наиболее известна его победа в битве под стенами Вены, положившая конец экспансии Османской империи в Европе.

Участие в Северной войне на стороне России привело к превращению территории Речи Посполитой в арену боевых действий, вызвало разорение населения и экономическое ослабление страны. Принцип Liberum veto, мешая проведению любых реформ, приводил также и к отставанию в организации вооружённых сил по сравнению с соседними странами, что поставило дальнейшее существование Речи Посполитой под угрозу. Возрастающее вмешательство иностранных держав в её внутренние дела не встречало достойного сопротивления большую часть XVIII века. В 1768 году по итогам так называемого Сейма Репнина, на котором русский посол под угрозой русских войск в Варшаве навязал сейму невыгодные для страны законы, Речь Посполитая фактически превратилась в протекторат Российской империи.

Лишь в правление последнего короля Станислава Августа были проведены масштабные реформы, кардинально изменившие государственный строй Речи Посполитой и увенчавшиеся принятием Конституции 3 мая 1791 года.

Реформы принесли свои плоды; благодаря участию в них видных экономистов того времени, таких как Антоний Тизенгауз, наблюдался экономический подъём. Однако Россия в ходе Русско-польской войны (1792), опираясь на Тарговицкую конфедерацию, уничтожила результаты реформ. После Гродненского сейма 1793 года, по которому был утверждён второй раздел Польши, Речь Посполитая снова попала в политическую зависимость от России. Последней попыткой спасти Речь Посполитую было Восстание Костюшко, которое было подавлено русскими и прусскими войсками, и в результате Третьего раздела в 1795 году Речь Посполитая прекратила своё существование.

Религиозная история

Население Речи Посполитой было многоконфессиональным: в этнических Польше и Литве проживали в основном римо-католики, на русских землях — православные, а затем униаты, по всей территории государства проживали протестанты различных направленийиудеи (среди еврейского меньшинства) и мусульмане (среди татарского меньшинства). В первые годы существования государства господствовала веротерпимость: равноправие католиков и православных гарантировалось привилеем от 7 июня 1563 года, а в 1573 году Варшавская конфедерация провозгласила свободу вероисповедания, закрепив за Речью Посполитой статус самой веротерпимой страны в Европе.

Однако в правление Сигизмунда III религиозная обстановка в стране изменилась; среди многих причин этого называют победу Контрреформации; взгляды ряда влиятельных иерархов католической и православной церквей, включая Петра Скаргу и Ипатия Поцея, по различным религиозным вопросам, таким, например, как вопрос о единстве веры и полезности этого для страны и общества; ослабление православной церкви в XVI веке в ходе Реформации и Ливонской войны (разорение Полоцка и взятие в плен российскими войсками православного архиепископа Арсения) и др. В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния, приведшая к возникновению униатской церкви. Первым следствием этого события явился резкий рост религиозной конфронтации, доходящей до восстаний и убийств (таких, например, как восстания, связанные с деятельностью архиепископа Иосафата, и его убийство). Уния также вызвала рост самоорганизации общества в форме братств и бурное распространение полемической литературы.

Сейм 1632 года, приведший к власти Владислава IV, сделал ряд шагов в сторону возвращения веротерпимости, приняв законы, обеспечивавшие права протестантов, православных и униатов. К 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов.

К середине XVII века уровень религиозных свобод в Речи Посполитой стал уступать уровню передовых европейских стран. К этому времени большинство протестантских общин прекратили своё существование, оставаясь заметным религиозным меньшинством только на немногих приграничных территориях. Часть протестантов эмигрировала в Западную Европу. Сделавшись господствующей религиозной организацией, католическая церковь стала преследовать атеизм; одного из приверженцев этого учения — Казимира Лыщинского — казнили в 1689 году. С другой стороны, в Речь Посполитую переселялись верующие из стран, где уровень религиозных свобод стоял ещё ниже; таковыми были, например, преследуемые в России староверы.

Подчинение Киевской православной митрополии Московскому патриархату в 1688 году означало потерю самостоятельности православной церкви в Речи Посполитой; число её прихожан продолжало уменьшаться. Ко времени разделов Речи Посполитой православные стали небольшим религиозным меньшинством, в то время как униатская церковь вышла на второе место в стране после католичества, насчитывая 8 епархий с 9300 приходами, 172 монастырями, 10 300 священниками и 4,5 миллионами прихожан (36 % населения Речи Посполитой).

В XVIII веке религиозный вопрос широко использовался соседями Речи Посполитой для вмешательства в её внутренние дела.

Территория и население

Речь Посполитая располагалась преимущественно на территориях современных ПольшиУкраиныБелоруссии и Литвы, а также на части территории РоссииЛатвииЭстонииМолдавии и Словакии. В северо-западной части государства, омывавшейся Балтийским морем, на протяжении всего её существования располагалось германское герцогство, а затем и королевство Пруссия.

ГодНаселение, млн. чел.Площадь, тыс. км²Плотность, чел. на км²
15807,58659
16501187812
177112,371817

На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Европы. После подписания в 1618 году Деулинского перемирия её территория достигла максимальной площади в 990 тыс. км² и оставалась таковой до перехода основной части Ливонии к Швеции по Митавскому перемирию в 1622 году.

Численность населения примерно с 7 миллионов в 1569 году достигла 12,3 миллионов человек в 1771 году. До Люблинской унии Королевство Польское было заселено гораздо плотнее Великого княжества Литовского, где при примерно троекратном преимуществе в площади территории плотность населения была в 3—4 раза ниже. Значительная часть земель Великого княжества была практически безлюдна (см. Дикое Поле). Подобная ситуация сохранялась и позднее. Наиболее значительно население государства сокращалось в годы военных лихолетий и массовых эпидемий второй половины XVII — начала XVIII веков.

Столица

Официальной столицей Речи Посполитой был Краков. В 1596 замок Вавель подвергся пожару, поэтому король Сигизмунд III временно перенёс резиденцию в Варшаву. С тех пор Варшава стала фактической столицей, хотя столичное положение города не было зафиксировано ни в одном документе, а польские короли и великие князья литовские продолжали короноваться в Кракове. Варшава была провозглашена официальной столицей только по принятии Майской конституции 1791 года.

Поделиться ссылкой: