Рене Декарт

Visits: 27

Рене Декарт

Рене Декарт (René Descartes; 1596–1650) — французский математик, физик, философ и мыслитель, заложивший основы ряда направлений современной науки, включая рационализм и методологию в философии, аналитическую геометрию и символическую алгебру в математике, механицизм в физике, и другие. Публикуемое произведение «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (Discours de la Méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la Vérité dans les sciences) — философский трактат из шести частей, опубликованный Декартом в 1637 году в Лейдене, Нидерланды. В первых изданиях этой работы в качестве приложений к ней были опубликованы разделы «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», которые были призваны продемонстрировать реализацию метода на примере конкретных наук.

Трактат «Рассуждение о методе, чтобы лучше направлять свой разум и отыскивать истину в науках» состоит из 6 частей:

  1. Соображения, касающиеся наук.
  2. Основные правила метода.
  3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.
  4. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.
  5. Порядок физических вопросов.
  6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз, то его можно разделить на шесть частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлечённых автором из этого метода; в четвёртой — доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.

По мнению Рене Декарта недостаточно иметь хороший разум – главное хорошо его применять. Хорошо направлять свой разум, увеличивать свои знания, доводить их до высшей степени позволяет метод. Декарт выделяет четыре главных правила метода:

  1. не принимать за истину то, что нельзя принимать таковым с очевидностью, избегать поспешности и предубеждения, включать в суждения ясное, отчётливое, несомненное
  2. делить трудности на части, чтобы лучше их разрешить
  3. руководить ходом мыслей, начинать с познания простого и постепенно переходить к сложному
  4. делать общие обзоры, чтобы ничего не пропустить

Таким образом, если не принимать за истинное то, что не является таковым, соблюдать порядок в ходе мыслей, не будет истин, которые нельзя было бы раскрыть.

Рене Декарт не пытается научить обязательному методу, а показывает, как он сам направлял свой разум. Декарт приобрел опыт, изучив Великую книгу мира – путешествуя, впоследствии решив изучать самого себя. Из метода Декарт извлекает некоторые правила морали:

  • повиноваться законам и обычаям страны придерживаюсь религии
  • решительность в действиях
  • стремиться побеждать себя, а не судьбу, менять себя, а не мир
  • достаточно правильно судить чтобы правильно поступать

Первый принцип философии по Декарту: Я мыслю, следовательно, я существую. Из этого принципа он приходит к идее субстанции, которая не зависит от материального и сущность которой есть мышление; и к идее бога, являющимся совершеннейшим существом.

Метод позволил Рене Декарту пользоваться разумом как можно лучше, представлять предметы ясно и отчётливо, легко разрешать вопросы сложных наук.

ОПУБЛИКОВАНИЕ «РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ» ДЕКАРТА

XVII век — это эпоха становления научного метода. Ссылка на авторитеты, схоластика уступала место более строгому, последовательному, аналитическому подходу в изучении окружающего мира. Слишком много ударов было нанесено по традиционной картине мира, которую проповедовала церковь. Возрождение и Реформация освободили европейцев от многих стереотипов. Буржуазная эпоха способствовала большей самостоятельности индивидуума, развитию критического мышления. Географические и технические открытия шли рука об руку с изменениями во взглядах на Вселенную.

XVII в. дал миру и истории настоящих корифеев науки, основоположников многих ее отраслей. Недаром Исаак Ньютон, работавший во второй половине века, говорил, что он «стоит на плечах гигантов». В 1609 г. Иоганн Кеплер опубликовал ставшие фундаментальными законы движения планет. Творцом экспериментального метода в физике был выдающийся ученый Галилео Галилей (1564–1642). Он заложил основы динамики, поняв, что не скорость, а ускорение есть следствие внешнего воздействия на тело. Галилей открыл закон колебаний маятника, изобрел телескоп и сделал потрясающие открытия в астрономии. Его дело продолжил голландец Гюйгенс (1629–1695), который своими исследованиями криволинейного движения подготовил открытие Ньютоном основного закона механики. Гюйгенс же разработал волновую теорию света. Другой голландец, Левенгук, в 1677 г. открыл микроскоп, англичанин Гарвей за 50 лет до этого опубликовал свои революционные исследования системы кровообращения.

Огромный вклад в создание образа новой, нерелигиозной науки принадлежит и французскому философу и математику Рене Декарту.

Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Он родился в 1596 г., образование получил в иезуитской коллегии. После ее окончания в 1615–1616 гг. Рене изучал право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В начале Тридцатилетней войны Декарт служил в армии, несколько лет путешествовал, в 1629 г. поселился в самой прогрессивной стране того времени — Нидерландах, где следующие двадцать лет провел в уединенных научных занятиях. Здесь вышли его главные книги, среди которых были и изданные в 1637 г. «Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науках». Эта работа состоит из шести частей. В первой изложены различные соображения относительно наук. Во второй части речь идет об основных правилах метода, найденного автором. В третьей — правила морали, извлеченные автором из этого метода. В четвертой философ привел доводы, с помощью которых он доказывал существование Бога и человеческой души. В пятой части Декарт обратился к вопросам физики в широком смысле этого слова — в частности, объяснил принципы работы сердца. В последней части книги содержится указание на то, что необходимо, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось самому Рене Декарту. В 1649 г. ученый по приглашению королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре и умер.

В круге вопросов философии, который разрабатывал Рене Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Френсис Бэкон, он видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт не находил в схоластике метод, посредством которого можно построить достоверное знание всей науки. Поэтому исходный пункт философских рассуждений философа — сомнение в истинности общепризнанного знания. Можно сомневаться в существовании внешнего мира и собственного тела, но само сомнение объективно, как объективно само мышление. Таким образом Декарт пришел к своей знаменитой формуле, которую можно назвать девизом науки Нового времени: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В учении о познании Рене Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Математика становится новым инструментом познания в физике, астрономии, химии, позже — в других науках.

Вооруженный достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией, — разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Исходя из этого, Декарт сформулировал четыре правила, обязательные для научного метода исследования природы: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства (от латинского имени Декарта — Картезий). Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, его же учение о природе и его всеобщий механистический метод делают картезианство одним из этапов материалистического мировоззрения Нового времени.

Занимался Рене Декарт и исследованиями рефлексов и мышления, а также астрономией. Но его основные достижения прежде всего касаются математики. Он впервые ввел понятия переменной величины и функции, значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин и коэффициентов, а также обозначения степеней. Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной. Ученый положил начало ряду исследований свойств уравнений, создал метод координат, заложил основы аналитической геометрии.

После смерти Рене Декарта влияние картезианства усилилось не только во Франции, но и в других странах Западной Европы. И это несмотря на то, что в 1663 г. все произведения философа были внесены в папский «Индекс запрещенных книг», а в 1671 г. указом Людовика XIV учение Рене Декарта было запрещено преподавать в учебных заведениях Франции.

Поделиться ссылкой: