Вестфальский мир

Visits: 4

Вестфальский мир

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения — Мюнстерское и Оснабрюкское, подписанные, соответственно, 15 мая и 24 октября 1648 года. Ими завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи и была установлена новая система международных отношений.

Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625—1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией и часто рассматривается как заключительный этап «всеобщего единения».

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648 — два связанных ме­жду собой мирных договора, заключённых в городах Вестфалии—Оснабрюке и Мюнстере (24 октября 1648) и положивших конец Тридцатилетней войне 1618—48 . В. м. был заключён после длитель­ных переговоров (с весны 1645 по осень 1648) между послами германского императора, германских кня­зей, Франции и Швеции. Согласно В. м., Швеция получила от империи Западное и часть Вост. Поморья, г. Висмар, архиепископство Бремен и епископство Верден (что отдало Швеции устья важнейших германских рек), контрибуцию в 5 млн. талеров и право посылать представителей в герман­ский рейхстаг. Франции были отданы бывшие вла­дения Габсбургов в Эльзасе и подтверждены её права на три епископства — Мец, Туль и Верден. Ряд княжеств Германии территориально увеличил­ся (Бранденбург, присоединивший Вост. Поморье, Мекленбург, Бавария, герцог к-рой получил часть Рейнского Пфальца и титул курфюрста, и т. д.). В. м. уравнял кальвинистов в правах с католи­ками и лютеранами; у князей было отнято пра­во определять религию своих подданных; секу­ляризации, совершённые до 1624, были объявлены законными. За немецкими князьями были призна­ны все суверенные права, к-рыми фактически кня­зья владели уже раньше, включая вновь приобретён­ное ими право заключать союзы между собой и с иностранными державами.

В. м. не мог внести каких-либо существенных из­менений в то состояние, в к-ром пребывала Герма­ния: политич. раздробленность Германии была ре­зультатом всего предшествующего хода социально- экономич. развития, приведшего к распадению Гер­мании на самостоятельные территориальные княже­ства под номинальным верховенством императора. Тем не менее В. м., формально признав раздроблен­ность Германии, способствовал её дальнейшему ослаб­лению. Поражение оплота феодально-католич. ре­акции — австрийских и испанских Габсбургов, пользовавшихся поддержкой со стороны папы и стре­мившихся подчинить себе все страны Западной Европы, облегчило закрепление независимости Ни­дерландов, самостоятельность к-рых, наряду с не­зависимостью от империи Швейцарии, признал В. м. Ослабление Габсбургов помогло Франции добиться преобладания в Центральной и Зап. Европе. Однако В. м. не сломил полностью могущества Габсбургов, т. к. изменение общеевропейской политич. обста­новки в 40-х гг. 17 в. (английская буржуазная рево­люция 17 века, см.) и назревание во Франции широ­кого антиправительственного движения (Фронда) заставили франц. правительство поторопиться с за­ключением мира, а поэтому частично поступиться при переговорах с Германией своими интересами.

Место проведения

Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской империей и испанским королём, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены кардиналом Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, будь то независимое государство или территория внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — прервала их и подписала Гамбургский договор с Францией.Ратуша Оснабрюка

В это время Империя и Швеция объявили переговоры в Кёльне и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть заключено в двух соседствующих вестфальских городах, Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Мюнстер с 1535 года был строго католическим городом, где заседал капитул Мюнстерского княжества-епископства. В городе не было мест для богослужений кальвинистов и лютеран.

Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием (лютеранским и католическим), где находилось по две лютеранских и католических церкви. Горожане были преимущественно лютеранами, и только лютеране входили в городской совет; католическим духовенством и населением ведал капитул княжества-епископства Оснабрюка. В 1628—1633 годах Оснабрюк был занят войсками Католической лигикнязь-епископ Франц Вильгельм фон Вартенберг провёл в городе контрреформацию, изгнав из города многие лютеранские семьи. Во время шведской оккупации оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских контрибуций. По этой причине город надеялся на существенное облегчение, став нейтральным и демилитаризованным.

Оба города боролись за большую независимость, за становление свободными имперскими городами; таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая их собственных феодалов — князей-епископов.

Поскольку шведские лютеране отдавали предпочтение Оснабрюку, их мирные переговоры с империей, в которых участвовали союзники обеих сторон, проводились в Оснабрюке. Империя и её противница Франция, включая их союзников, а также республика Нидерландов и её противница Испания проводили переговоры в Мюнстере.

Поделиться ссылкой: