Возникновение государства франков – 486 г.

Возникновение государства франков - 486 г.
Битва при Суассоне. 486 г.

Вступив в союз с вождями других племён, правитель франков ХЛОДВИГ повёл их в поход на Галлию. После падения Западной Римской империи в Галлии сохранил власть прежний римский наместник.

В 486 году франки разбили римское войско и захватили римские владения в Галлии. После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

Возникновение государства у франков

Государство франков, возникшее на развалинах Западной Римской империи в раннее Средневековье, в период своего расцвета охватывало территорию современной Франции, Бельгии, частично Нидерландов, Италии, Испании и Германии и было одним из самых значительных государств раннесредневековой Европы.

Кто такие франки и в чём они похожи на первых русских князей?

Одно из западногерманских племен, с IV века расселившееся в низовьях реки Рейн (современная Германия). Постепенно франки расширяют территорию своего влияния за счет завоевания бывших Римских территорий. Здесь можно провести параллель между франками и первыми русскими князьями в X в. И там и там, были сильны порядки военной демократии – т.е. первые короли франков будучи из одной династии Меровингов (как первые русские князья из Рюриковичей) должны были советоваться со своей дружиной.

Например, король Хлодвиг после крупной военной победы при Суассоне был обязан разделить всю военную добычу между собой и дружиной (тоже делали и первые русские князья, разделяя дань. Вспомним здесь, как дружина буквально заставила Игоря пойти походом на древлян в 945 году, так как чувствовала себя обделенной).

Еще один пример: Хлодвиг 10 лет добивался согласия дружины на принятие христианства, он не мог, как условный Петр I обладающий уже абсолютной властью, заставить одним своим указом своих подданных столь кардинально изменить свою жизнь. (Пример из русской истории – Игорь советуется с дружиной, атаковать византийцев или взять с них дань и отступить).

Мы можем провести параллели между причинами крещения Руси князем Владимиром и причинами крещения франков Хлодвигом. Но здесь было одно важнейшее отличие.

Дело в том, что франки пришли на бывшую Римскую территорию, где христианство уже было распространено.

Поэтому важнейшей причиной принятия христианства франками является – необходимость укрепления отношений с галло-римской церковной и светской аристократией, и обеспечение благоприятного отношения местного христианского населения. Но, если мы копнем чуть глубже, то увидим, что причина у Хлодвига была та же, что и у Владимира Святого – укрепление собственной княжеской власти.

Датой основания государства франков можно считать 486 год, ровно через 10 лет после падения Западной Римской империи. В 486 году в битве при Суассоне Хлодвиг разбил последнего римского наместника Галлии – Сиагрия.

Мы можем провести еще одну параллель между ранним государством франков и Древней Русью. Франки, как и варяги (если следуя норманнской теории считать их скандинавами) пришли на чуждую им территорию, где их знатная верхушка была довольно малочисленной в сравнении с общим населением страны. Колоссальная разница была в том, что франки пришли на развитые территории с развитой налоговой и правовой системой и многое могли заимствовать. Тогда как варяги пришли на территории восточнославянских племен на которых до них никаких государственных образований не существовало.

Согласно источникам вместе с Хлодвигом крестились всего 3000 дружинников, что означает относительную малочисленность франкской знати в сравнении со знатью галло-римской. Значит Хлодвиг должен был с ней считаться, что и происходит. Галло-римская земледельческая аристократия, располагающая большими земельными владениями активно привлекается Хлодвигом к управлению (мы не знаем подобного в Древней Руси, хотя бы потому, что там вообще отсутствует в X-XI вв. крупные земельные владения знати).

Меровинги многое переняли у местной знати (на Руси опять же ситуация была обратной, так как перенимать было практически нечего) – франки же сохранили существующую ранее налоговую систему, и частично правовую. В первом франкском судебнике (аналог Русской Правды Ярослава Мудрого) был установлен привилегированный статус для представителей галло-римской знати. Денежное возмещение за их убийство было значительно больше, чем за убийство рядового франка (300 против 200 солидов). Что доказывает – галло-римская знать занимала важнейшее место в раннем государстве франков. (В Древней Руси напротив, мы практически не имеем данных о привлечении к управлению местной родоплеменной восточнославянской знати).

Наконец последняя параллель, которую я хотел бы провести между ранним государством франков и Древней Русью. Как в Русской Правде, так и Салической Правде мы видим очень много схожего. И там и там есть денежное возмещение за убийство, и там и там есть социальное неравенство.

Например, штраф за убийство крестьянина-римлянина налогоплательщика был в 5 раз ниже, чем за убийство знатного римлянина. Тоже мы видим и в Русской Правде, когда штраф за убийство смерда (крестьянина) в 16 раз ниже, чем за убийство княжеского дружинника.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *