Возникновение государства у арабов – 632 г.

Возникновение государства у арабов - 632 г.

Пророк Мухаммад умер в 632 г. К этому времени ислам приняли арабы по всему Аравийскому полуострову. Из-за межплеменных конфликтов и необходимости централизации управления мусульманская община являлась ещё и военной организацией. После смерти пророка возник вопрос, кто вместо него будет руководить верующими и предводительствовать арабским войском. Выбор пал на ближайших учеников Мухаммада. Их стали называть халифами (от арабского ― «заместитель») ― заместителями пророка, а подконтрольные им территории стали именоваться Арабским халифатом. Так возникло новое, уникальное для мировой истории государство, где основой общественного строя стала религия ислам. Стоявший во главе государства халиф являлся одновременно государственным и религиозным лидером. В подчинённых землях государственными законами становились законы шариат. 

Первые халифы Абу Бакр, Умар, Усман, Али были близкими сподвижниками и учениками Мухаммада. Этих халифов стали называть праведными, так как ещё при жизни Мухаммада они принимали активное участие в укреплении мусульманской общины, а после смерти пророка строго придерживались исламских добродетелей и сохраняли единство исламского мира. Они правили халифатом, сменяя друг друга, с 632 по 661 г. За время правления праведных халифов Арабский халифат сформировался как государство, были предприняты решительные шаги к распространению ислама.

За пределы Аравийского полуострова ислам стал распространяться вместе с арабскими завоеваниями. С 632 г. арабские войска начинают вторгаться в сопредельные государства. Византия и Иран, ослабленные войнами друг с другом, оказались не в силах противостоять арабским завоеваниям. Арабы, живущие на севере Аравийского полуострова, находились в даннической зависимости от Византии. Ислам здесь распространился ещё при пророке Мухаммаде. Арабское население Византии и Ирана, принимая новую веру, оказывалось в зависимости от Арабского халифата, что приводило к межгосударственным конфликтам. В 632 г. началось полномасштабное вторжение арабов в Иран, в 634 г. ― в Византию.

В течение нескольких лет Арабский халифат отвоевал у Византии Палестину и Сирию. Особенно болезненной для византийцев была потеря г. Иерусалима (637 г.), ведь здесь располагались священные для христиан места, связанные с жизнью Иисуса Христа. Затем взор арабских завоевателей был обращён к византийским владениям в Северной Африке. Византийские владения здесь были захвачены к середине VII в. Одновременно с этим арабы успешно вели захват Иранских земель и Армении. Последний праведный халиф Али ибн Абу Талиб (656–661) столкнулся с проблемой отсутствия единства халифата. При нём началась гражданская война, в ходе которой возникло разделение на суннитов и шиитов.

Арабские завоевания при Омейядах

После смерти последнего праведного халифа в 661 г. земли халифата объединил под своей властью талантливый военачальник и создатель арабского военного флота Муавия I (661–680). Потомки Муавии I находились у власти в объединённом халифате до 750 г. получила наименование Омейяды. Столицей государства стал г. Дамаск. Завоевания продолжились. К концу VII в. Омейяды на западе захватили Северную Африку до Гибралтарского пролива. Границы халифата на востоке достигли р. Инд. Омейяды долго и с переменным успехом вели войну с хазарами за Кавказ. В 730-е гг. арабам удалось взять кавказскую крепость Дербент, которая стала форпостом северных границ Халифата.

Мечеть Омейядов в Дамаске. VIII в. Фотография Vyacheslav Argenberg
Мечеть Омейядов в Дамаске. VIII в. Фотография Vyacheslav Argenberg

Чтобы избежать гражданских войн и улучшить управление государством, в составе халифата были выделены особые области, которые управлялись наместниками ― эмирами, в переводе с арабского — «повелитель». Подвластные эмирам земли ― эмираты ― обладали большой самостоятельностью. У эмиров были собственные армии. Свою власть они зачастую передавали по наследству. В IX‒XI вв. многие эмираты стали независимыми государствами.

В 711 г. началось вторжение арабов на территорию Пиренейского полуострова. Находящееся здесь Королевство вестготов было ослаблено внутренними конфликтами и к 718 г. почти полностью оказалось под властью арабских завоевателей. Далее арабское войско двинулось к границам Франкского государства. Правители франков ― сначала Карл Мартелл, затем Карл Великий ― сумели остановить арабское завоевание Европы. Но Пиренейский полуостров остался под властью Омейядов. В 756 г. испанские и португальские земли стали независимым исламским государством со столицей в г. Кордова. Имея тесную связь с европейскими христианскими королевствами, Кордовский эмират сыграл большую роль в распространении восточной культуры на территории Европы.

Династия Аббасидов и распад Халифата

В 750 г. династию Омейядов во главе Халифата сменила новая династия ― Аббасиды, которые находились у власти до 1258 г. Столица Халифата была перенесена в г. Багдад, поэтому государство Аббасидов называют также Багдадским халифатом. Первые годы правления стали успешными для Аббасидов. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с конкурентами в лице Китайской империи. В 751 г. между войсками Арабского халифата и Китайской империи произошло сражение на р. Тала́с. Арабы одержали победу, что определило распространение ислама в Средней Азии. Благодаря прекрасному военному флоту власть Аббасидов распространилась на острова Средиземного моря: Сицилию, Кипр и Крит. К середине IX в. арабам удалось закрепиться на южном побережье Италии. На протяжении IX‒X вв. итальянские прибрежные города постоянно подвергались нападениям арабов.

При Аббасидах усилился процесс децентрализации и распада халифата на отдельные независимые государства. Происходило это из-за того, что местные эмиры стремились к независимости от центральной власти в Багдаде. Халифам было очень сложно контролировать огромную территорию государства, населённую очень разными народами с различной культурой и традициями. К концу X в. под властью Аббасидов оставалась лишь часть былой державы. Процесс распада Арабского халифата отчасти похож на феодальную раздробленность Франкской империи с той разницей, что в арабском мире не укоренились феодальные отношения. Эмиры завоёвывали независимость, после чего их с халифом не связывали никакие обязательства. 

В середине XI в. большая часть ближневосточных территорий Халифата была завоёвана племенами турок-сельджуков, которые пришли из Средней Азии.

Памятник Авиценне в «Павильоне персидских учёных» перед офисом ООН в Вене. Фотография Yamaha5
Памятник Авиценне в «Павильоне персидских учёных» перед офисом ООН в Вене. Фотография Yamaha5

Распад Арабского халифата

Взаимодействие культур арабов и покорённых народов

Первоначально культурный уровень арабов-завоевателей был значительно ниже уровня большей части покорённых ими народов. Завоеватели уничтожали памятники культуры, особенно если это были изображения языческих богов. Число арабов, владеющих грамотой, было очень низким. Однако постепенно культурные достижения народов, проживающих на завоёванных арабами территориях, стали влиять на них и смешиваться с их традициями. Таким образом, культура стран Арабского халифата была создана не только самими арабами, но народами, которые входили в его состав ― сирийцами, греками, египтянами, иранцами, жителями Средней Азии.

На развитие арабской культуры также влияли достижения в области сельского хозяйства и ремесла покорённых народов. Так была открыта дамасская сталь, началось производство бумаги и шёлка.

Арабский язык постепенно распространялся всё шире и шире. Это был язык, на котором составляли официальные документы и вели переписку чиновники. Арабский язык изучался в учебных заведениях халифата и в дальнейшем стал языком литературы и науки. Сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои труды на арабском языке.

Образование

Образование стало необходимо для получения государственных должностей. При дворцах халифов ценили учёных и писателей. Им создавали хорошие условия для жизни и работы. Число образованных людей росло, так что скоро их количество  превысило количество грамотных людей в любой европейской стране.

Начальное образование подданные стран Арабского халифата могли получить в частных и бесплатных государственных школах. Высшие учебные заведения ― медресе ― устраивались в городах при мечетях. 

В городах собирались большие библиотеки: например, в библиотеке Багдада, называвшейся «Дом мудрости», насчитывалось 400 тысяч разных книг.

Научные знания

Учёные стран Арабского халифата внесли значительный вклад в развитие мировой науки. Первоначально научными центрами халифата были Сирия и Иран. Здесь на арабский язык стали переводить труды античных авторов. Некоторые античные сочинения дошли до нашего времени только в арабских переводах. 

Значительных достижений достигли учёные-математики. Они позаимствовали в Индии и стали постоянно использовать для записи чисел набор из десяти знаков. Эти знаки, которые затем попали через арабские страны в Европу, используются сейчас в большинстве стран для записи чисел и называются «арабскими цифрами». Также было заимствовано и введено в употребление понятие «ноль».

Арабские учёные серьёзно изучали астрономию. Они смогли вычислить размер земного шара и высказали предположение о том, что Земля может двигаться вокруг Солнца. В крупных городах для наблюдения были организованы обсерватории. В них вычисляли даты солнечных затмений, описывали движения планет, фиксировали видимые звёзды и давали им названия.

Развивалась география. Благодаря путешественникам были описаны все страны халифата, а также Индия и Китай, составлены карты известных земель и морей. Учёные поделили Землю на пять климатических поясов и сделали предположения о влиянии климата на культурное развитие различных стран. 

В XI в. жил самый известный и влиятельный персидский учёный средневекового исламского мира, философ и врач Ибн Сина (980–1037), известный в Европе как Авиценна. Он был придворным врачом, обладал обширными знаниями, отличался феноменальной памятью и написал 450 трудов в 29 областях науки.

Среди трудов Авиценны значительное место занимают работы по медицине. Самая объёмная из них – «Канон врачебной науки» в пяти книгах. Она представляет собой энциклопедию, в которой переработаны и по-новому осмыслены в соответствии с достижениями арабской медицины рекомендации античных учёных-медиков. Авиценна первым предположил, что заболевания могут быть вызваны неизвестными мельчайшими существами. Он изучил, описал, выделил отличия и обратил внимание на заразность таких серьёзных болезней, как оспа, холера и чума. Две книги «Канона врачебной науки» посвящены лекарственным средствам, их изготовлению и применению. Медицинские труды Авиценны, переведенные на латинский язык, до XVII в. служили руководством для европейских врачей.

В области химии Авиценна изобрёл процесс изготовления эфирных масел, а также описал процесс выделения солярной, серной и азотной кислот. 

Следуя представлениям Аристотеля, многие учёные утверждали, что небесные светила отражают свет Солнца. Авиценна же пришёл к выводу, что звёзды и планеты светятся сами. 

Интересны размышления Авиценны о человеке. Согласно его учению, натура человека делится на четыре вида: горячую, холодную, влажную и сухую. Эти виды натуры человека меняются в зависимости от различных внешних условий и внутренних факторов. В современной науке это учение можно было бы отнести к психологии и соотнести с четырьмя известными темпераментами.

Литература

Из Индии, Ирана, Египта путешественники, кроме дорогих товаров, привозили чудесные сказания. Рассказы об удивительных приключениях в путешествиях с удовольствием слушали во дворцах и домах знати. На площадях и рынках между простыми людьми быстро передавались друг другу, обрастая подробностями, весёлые истории о том, как смышлёные простолюдины обхитрили чиновников и купцов. Эти сказки и рассказы впоследствии были записаны и составили основу известного по всему миру сборника «Тысяча и одна ночь». Главный сюжет сборника ― история о персидском царе Шахрияре и его жене Шахерезаде. Шахрияр, обманутый первой женой и послушавший наветы придворных, считал, что все женщины на свете обманывают своих мужей. Поэтому и свою новую невиновную жену Шахерезаду он решил казнить на рассвете после свадьбы. Но она, узнав об этом, вечером начала рассказывать ему увлекательную и необыкновенную сказку. Рассказывала всю ночь и остановилась только утром, на самом интересном месте. Тогда царь подумал: «Я смогу казнить её и на следующее утро, а этим вечером я хочу послушать, чем же закончилась её история». На следующий день всё повторилось, и так продолжалось тысячу и одну ночь. Через тысячу и одну ночь Шахерезада пришла к царю с тремя маленькими сыновьями, которые родились на свет за три года, и попросила царя ради них не казнить её. Шахрияр ответил, что уже помиловал Шахеразаду, потому что понял, что она невиновна, мудра и прекрасна.

В этот сборник входит «Сказка о Синдбаде-мореходе», которая много раз переводилась и пересказывалась на разных языках. В ней причудливо соединяются и опыт восточных мореплавателей, и отголоски античных произведений, и фантастические рассказы индийских и персидских авторов. «Алладин и волшебная лампа» ― тоже одна из сказок, рассказанная царицей Шахерезадой.

Искусство

В отличие от европейских стран в землях Арабского халифата живопись и скульптура практически не развивалась. Это связано с тем, что мусульманская религия с неодобрением относится к изображению людей и животных, а в ряде регионов это и вовсе было запрещено.

В арабских странах велось масштабное строительство. Вершиной арабской архитектуры являются мечети. Они представляют собой квадратное в плане здание, иногда завершающееся сверху куполом. Внутри мечети, поперёк движения молящихся, располагались колонны, объединённые сверху арками. Мечети украшались растительными и геометрическими орнаментами ― арабесками.

Арабеска ― сложный декоративный орнамент, состоящий из геометрических фигур, стилизованных изображений растений и надписей на арабском языке. Арабески используются при украшении стен, а также тканей, предметов быта и ювелирных изделий.

Орнаменты могли быть выполнены с помощью резьбы по камню, мозаики, плитки. Икон или фресок внутри мечети нет. Главное по значению место в мечети ― михраб. Он представляет собой нишу в стене, обращённую в сторону Мекки. Это место украшается затейливой резьбой. Рядом с мечетью расположены высокие многоярусные башни ― минареты. С высоты минарета служитель мечети оповещает верующих о начале намаза — обязательной для всех мусульман молитвы. 

Одна из самых известных сохранившихся мечетей времён Арабского халифата ― Мескита. Она расположена в испанском городе Кордова (Андалусия). Мескита построена в XI в. Во внутреннее пространство Мескиты вписаны около тысячи колонн, объединённых арками и украшенных гранитом, яшмой, мрамором и ониксом. Колонны сделаны из частей римского храма, существовавшего ранее на этом месте. Мескита также украшена позолоченными молитвенными нишами и куполом, усыпанным синими плитками-звёздами. В 1236 г. мечеть была переделана в католический собор.

В арабских странах возник новый вид искусства — каллиграфия. Каллиграфию можно назвать наукой: высота каждой буквы и длина слов определяются строго математически, в строке используются геометрические принципы и соблюдаются чёткие пропорции. Для священных текстов, документов, художественных произведений используются разные шрифты.

Рукописи, посвящённые истории, естественным наукам, поэтическим произведениям, украшались миниатюрами, в которых основное внимание обращалось на контур и цвет. В светских книгах запрет на изображение живых существ мог не соблюдаться.

Коран переписывался от руки мастерами, создававшими его новые копии с особенной тщательностью ― ведь эта священная книга мусульман, в которой передаются слова Пророка. Священные книги украшены сложнейшими орнаментами ярких расцветок.

Культура стран Арабского халифата сильно повлияла на западноевропейское средневековое научное сообщество. По уровню развития науки арабские учёные намного обогнали европейцев. Европейцы заимствовали у арабов множество научных знаний, которые послужили основой для дальнейшего развития в области медицины, математики, астрономии и других наук.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *