Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове – 1492 г.

Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове - 1492 г.

Реконки́ста (исп. и порт. Reconquista — отвоёвывание) — длительный процесс отвоёвывания пиренейскими христианами — в основном испанцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

Реконкиста началась сразу же после завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в первой половине VIII века. Она шла с переменным успехом, что было связано с феодальными распрями, заставлявшими пиренейских христианских властителей сражаться друг с другом, а также со своими мятежными вассалами. Это в ряде случаев вынуждало христианских правителей заключать временные союзы с мусульманами. С другой стороны, раздоры существовали и среди арабских князей, которые в ходе борьбы за власть обращались за помощью к христианам.

Во время Крестовых походов борьба против мавров воспринималась как борьба за весь христианский мир. Для борьбы с маврами были созданы рыцарские ордены по образцу тамплиеровПапство призывало европейских рыцарей к борьбе с сарацинами на Пиренейском полуострове.

Завершилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Пиренейского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей короной (Королевство Наварра было включено в состав Испании в 1512 году).

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Автор: Донской Г. Г.

кандидат исторических наук

1. Пиренейский полуостров под властью мусульман
2. Реконкиста
3. Объединение испанских земель
4. Борьба с иноверцами
5. Усиление Португальского королевства

Важнейшие даты:

  • 1479 г. ― династическая уния Кастилии и Арагона;
  • 1492 г. ― завершение Реконкисты в Испании.

Термины: ко́ртесы, Реконкиста, экспансия

Персоналии: Изабелла Кастильская, То́мас Торквема́да, Фернандо II Арагонский, Энрике Мореплаватель

Как протекала борьба между арабами и европейскими феодалами на Пиренейском полуострове? Какие государства сформировались в ходе этой борьбы?

Пиренейский полуостров под властью мусульман

Значительная часть Европы ― Пиренейский полуостров ― ещё в первой половине VII в. была завоёвана арабами. Находящееся там Королевство вестготов не смогло дать отпор завоевателям, и его христианское население попало под власть мусульманских правителей. На завоёванных землях возник зависимый от Арабского халифата эмират с центром в г. Ко́рдова. Со временем Ко́рдовский эмират приобрёл полную независимость, а с X в. стал сам именоваться халифатом. Арабов, населяющих полуостров, в Европе называли маврами, поскольку они пришли из Мавритании ― северо-западной области Африки. Пиренейский полуостров на несколько веков стал особым миром, где соединились традиции разных народов: арабов, берберов, евреев, готов (германцев), кельтов.

На занятых мусульманами землях Пиренейского полуострова в IX–X вв. происходил небывалый культурный подъём. Регион стал зоной торгового и культурного обмена между Европой и арабами. Росли и развивались города, которых насчитывалось около 400. Кордовский эмират славился производством керамики и изысканных изделий из золота, серебра, хрусталя и слоновой кости. Столица эмирата застраивалась красивыми каменными зданиями. Столицу украшали прекрасные дворцы, сады, мечети, торговые площади, общественные бани. Из всех европейских городов Кордова по богатству и численности населения уступала разве только Константинополю. В городе находилось более 20 школ, где все желающие могли учиться бесплатно. При дворе эмира служили известные учёные и писатели.

В первые десятилетия после арабского завоевания христиане Пиренейского полуострова не подвергались притеснениям. Согласно общему порядку Арабского халифата, они вместе с другими немусульманами платили особый налог. В X в. межрелигиозные отношения ухудшились. Стали уничтожаться христианские церкви, многим католикам пришлось принять ислам, чтобы жить в безопасности. Однако вплоть до XV в. почти во всех контролируемых мусульманами городах значительную часть населения составляли христиане и иудеи.

Реконкиста

Попавшее под власть арабов христианское население Пиренейского полуострова с первых лет завоевания пыталось бороться за независимость. Эта борьба получила название Реконкиста. Важнейшую роль в организации Реконкисты занимали римские папы, которые призывали всех феодалов Европы сплотиться против мавров. Помимо христианского населения Пиренейского полуострова, в Реконкисте активно участвовали рыцари из итальянских, французских и германских земель.

Реконки́ста (исп. reconquista — «отвоевание») ― процесс отвоевания христианами территории Пиренейского полуострова у мусульман в VIII–XV вв.

В 720–730-е гг. рыцарство бывшего Вестготского королевства сумело организовать в северо-западной части Пиренейского полуострова независимое христианское государство, которое называлось Королевство Астурия. Границы этого государства постепенно расширялись, закрепляя успех Реконкисты. Характерные для Европы того времени феодальные порядки распространились и на территорию Астурии. На рубеже IX‒X в. здесь началась феодальная раздробленность, которая значительно ослабила военные возможности борьбы с Кордовой. Когда политическим центром Астурии в X в. стал г. Леон, государство стало именоваться Королевство Леон.

До конца X в. Кордовский халифат сохранял внутреннее единство и сильную военную организацию, что не позволяло успешно развивать Реконкисту. Но с XI в. правители отдельных областей халифата начали бороться между собой за власть. Некогда единое мусульманское государство распалось на несколько независимых друг от друга эмиратов. Наиболее сильным стал эмират с центром в г. Гранада. До конца XV в. он возглавлял силы сопротивления Реконкисте. Воспользовавшись разрозненностью мусульманских правителей, европейские феодалы решили усилить натиск. Король Леона и правитель области Касти́лия Фернандо I Великий, правивший в 1037–1065 гг., одержал ряд побед над маврами и отвоевал у них много земель. Эмиры областей Толе́до, Севи́лья, Сараго́са и Бадахо́с признали зависимость от Фернандо I. Население указанных областей стало платить налог христианскому королю наряду с мусульманскими правителями. Такое положение дел вело к разорению и ослаблению некогда богатых земель Кордовского халифата. Жители халифата вне зависимости от вероисповедания склонялись к переходу под власть христианских феодалов, поскольку это было спасением от войн и непомерных поборов.

Развитие Реконкисты в VIII‒XV вв. Kaidor

В течение XI–XIII вв. владения мавров на полуострове стремительно сокращались. Королевство Леон разделилось на несколько феодальных владений, которые вместе с отвоёванными у мавров территориями составили крупные христианские королевства: Кастилия (центр ― г. Толедо), Арагон (центр ― г. Сарагоса), Наварра (центр ― г. Пампло́на) и Португалия (центр ― г. Лиссабо́н). Правители мавров для борьбы с христианами стали приглашать из Северной Африки кочевников-берберов. В конце XI‒XII вв. берберские армии одержали несколько побед над европейскими рыцарями. Однако внутренняя рознь Кордовского халифата с приходом берберов только усилилась. Ключевое значение для Реконкисты имело сражение, произошедшее в 1212 г. у селения Лас На́вас де Толо́са. Объединённое войско христианских феодалов Пиренейского полуострова разгромило крупную армию мавров. Военная инициатива окончательно перешла в руки христианских правителей. В 1236 г. войско короля Кастилии взяло г. Кордову. Вскоре под властью мусульман осталась только южная часть полуострова ― Гранадский эмират.

На отвоёванных у мусульман землях христианские короли распространяли феодальные порядки: земля раздавалась королевским вассалам, крестьяне попадали в зависимость от новых хозяев-рыцарей, третье сословие должно было платить церковную десятину.

«Битва при Лас-Навас-де-Толоса», 1212 г. Франсиско де Паула Ван Хален

Объединение испанских земель

Христианские королевства Пиренейского полуострова были сословными монархиями. В 1137 г. король Кастилии созвал на совет представителей рыцарства и духовенства. Так возникло учреждение, называемое ко́ртесами. Со временем в работе кортесов стали принимать участие представители третьего сословия. Король советовался с кортесами, когда нужно было издавать важные законы и вводить новые налоги. Представители трёх сословий заседали в трёх разных палатах кортесов ― так же, как это было в Генеральных штатах во Франции. Кортесы продолжали созываться в Испанском королевстве. Учреждения сословного представительства при короле появились и в других государствах Пиренейского полуострова.

Ко́ртесы (исп. cortes — «дворы») ― в Средние века сословно-представительные собрания в христианских государствах Пиренейского полуострова. Существовали в Леоне, Кастилии, Каталонии, Арагоне, Португалии.

В XIV ― первой половине XV в. христианские королевства Пиренейского полуострова больше воевали между собой, чем с маврами. Затяжные междоусобицы подталкивали королевства к централизации власти и объединению в союзы. В 1479 г. произошло объединение Кастилии и Арагона в династическую унию (династический союз) под властью вступивших в брак правителей ― Изабеллы Кастильской (1451–1504), правившей в 1474–1504 гг., и Фернандо (Фердинанда) II Арагонского (1452–1516), находившегося у власти в 1479–1516 гг. Объединению Кастилии и Арагона способствовала единая культура и единый язык проживающего здесь населения, а также стремление городов к расширению торговых связей с сопредельными землями. Два королевства формально остались независимы друг от друга, но правители-супруги делали всё, чтобы усилить собственную власть в обоих государствах. Местным феодалам было запрещено чеканить собственную монету, внутренние мятежи были жестоко подавлены, повсюду было распространено католичество, по распоряжению римского папы духовно-рыцарские ордены были подчинены королю. В 1513 г. Фернандо II завоевал южную часть Королевства Наварра (северная часть Наварры станет частью Франции). Союз Кастилии и Арагона стал основой для возникшего немного позднее централизованного Испанского королевства. 

«Фернандо II Арагонский». Михель Зи́ттов
«Фернандо II Арагонский». Михель Зи́ттов
«Изабелла Кастильская». Неизвестный художник
«Изабелла Кастильская». Неизвестный художник

Объединённые силы Кастилии и Арагона начали войну против Гранадского эмирата. В 1492 г. Гранада была захвачена войсками Фернандо II. Мусульманское население Гранады частично осталось жить на прежнем месте, но под властью христианских правителей, частично переселилось в Северную Африку. Падение последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове означало завершение Реконкисты.

Борьба с иноверцами

Фернандо II в 1492 г., принимая под свою власть земли Гранадского эмирата, пообещал не притеснять мусульман и иудеев. Однако это обещание почти сразу же было нарушено. Король устроил жестокие гонения на иноверцев. Фернандо II изгнал из своих земель евреев (1492 г.), отведя им три месяца на подготовку отъезда. Их имущество изымалось в пользу королевской казны. Позднее (1502 г.) из страны были изгнаны оставшиеся мусульмане. Гонения на евреев и мусульман плохо отразились на экономическом развитии испанских земель, так как страну покинули многие купцы и ремесленники. Иноверцы могли принять крещение ― тогда им разрешалось жить на землях христианского короля без права занимать должности в управлении государством. Но даже так их положение оставалось небезопасным.

На отвоёванных у мавров землях стала активно действовать инквизиция. За фанатичное распространение католичества Фернандо II получил прозвище «Католик». Власть инквизиции в его землях была очень велика. Повсюду разыскивались еретики, колдуны и иноверцы. Преследование врагов церкви в Кастилии и Арагоне возглавил великий инквизитор, член доминиканского монашеского ордена Томас Торквема́да (1420–1498). Он действовал решительно и беспощадно. Даже малейшее подозрение в ереси или ложный донос могли привести к казни ни в чём не повинного человека. Обвиняемого в ереси подвергали специальной церемонии, которая называлась «аутодафе́» (исп. auto de fe, лат. actus fidei — «дело веры»). Процедура внешне напоминала празднество ― она проходила в центре города при большом стечении народа, сопровождалась чтением молитв, публичным обвинением и сожжением человека на костре. Стали распространяться письменные рекомендации о том, как по внешним признакам отличить еретика, иноверца и колдуна от истинного католика. Инквизиторы также разыскивали и сжигали книги, содержание которых противоречило христианскому вероучению. Томас Торквемада и инквизиция в испанских землях стали символами фанатизма и жестокости.

Томас Торквемада. Неизвестный художник XIX в.
Томас Торквемада. Неизвестный художник XIX в.

Усиление Португальского королевства

Королевство Португалия в борьбе с маврами заняло территорию вдоль побережья на западе Пиренейского полуострова. Христианских правителей здесь активно поддерживало живущее в городах купечество. Португальские короли уже в XIII в. укрепили личную власть, расправились с мятежными феодалами, взяли под контроль церковь и утвердили в своих землях единые законы, ― создали централизованное государство. В XIV в. Португалия отстояла свою независимость в войнах с Кастилией.

Благодаря расположению вдоль побережья и большой роли купечества Португалия имела хорошие перспективы в развитии морской торговли. Короли поощряли организацию морских экспедиций. В XIV в. по распоряжению короля Диниша I, находившегося у власти в 1279–1325 гг., в стране были обустроены порты с доками и создан военный флот. Затем был подписан выгодный торговый договор с Англией. Португальские купцы пробовали освоить рынки вдоль берегов Северного и Средиземного морей. Однако в обоих случаях португальцам препятствовали в строительстве факторий итальянские и немецкие торговые союзы — Генуя, Венеция, Любек, которые уже давно взяли под контроль главные торговые пути. Португальцам ничего не оставалось, как осваивать области, где не было конкурентов. Одним из направлений португальской экспансии стал запад, ― здесь находился Атлантический океан, который, на первый взгляд, не предвещал никаких успехов купцу-мореплавателю. Другим, более перспективным направлением для экспансии казался юг. Португальские корабли стали осваивать западное побережье Африки. Здесь они основывали фактории, почти не встречая сопротивления. Португальцы покупали или выменивали у африканских племён слоновую кость, тропические фрукты, драгоценные камни и металлы. Торговые экспедиции португальцев вдоль африканского побережья часто превращались в грабительские набеги. Африканские племена оказались беззащитны, поскольку не располагали огнестрельным оружием и передовым опытом ведения боя.

Экспансия (лат. expansio — «расширение») ― территориальное, торговое или иное расширение зоны присутствия и влияния отдельного государства, народа, а также культуры.

Африка на португальской карте 1502 г.
Африка на португальской карте 1502 г.

В середине XV в. большую роль в освоении африканского побережья сыграл брат португальского короля Энрике Мореплаватель (1394–1460). Он получил такое прозвище, поскольку организовал на собственные средства много морских экспедиций. Устроенные им экспедиции активно поддерживались католической церковью, поскольку она призывала обращать в христианство население новооткрытых земель. Средневековые представления о географии позволяли понять, что Африку можно обойти вокруг и таким образом добраться по морю до Индии. В Европе издревле полагали, что Индия ― богатая земля. Европейцы стремились установить с ней морскую торговлю. Открытие морского торгового пути в Индию стало целью португальских мореплавателей во второй половине XV в. Продвижение вдоль африканского побережья на юг стало трудным и долгим процессом, поскольку европейские корабли были ещё слишком несовершенны, а условия навигации представляли большую опасность.

Образование централизованных государств на территории Пиренейского полуострова происходило в условиях длительной войны с маврами. Высокая военная организация Реконкисты способствовала усилению позиций королей-предводителей. На отвоёванных у мавров землях христианство стремительно вытесняло иные религии. Католическая церковь поддерживала королей, поскольку Реконкиста имела характер религиозной войны ― затяжного крестового похода. Важными опорами власти монархов стали сословно-представительные органы власти и купечество.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *