Хельсинкская декларация

Хельсинкская декларация

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (англ.Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe), также известный как Хельсинкский заключительный акт (англ.Helsinki Final Act), Хельсинкские соглашения (англ.Helsinki Accords) или Хельсинкская декларация (англ.Helsinki Declaration) — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года. Совещание было созвано (1973) по предложению социалистических государств — участников Варшавского договора.

ПОДПИСАНИЕ ХЕЛЬСИНКСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

Карибский кризис показал лидерам главных держав-антагонистов, насколько бесперспективной является политика силы. Правда, это еще не означало полного отказа от такой политики: продолжались локальные войны, нагнеталась гонка вооружений, и в США, и в СССР звучали уничижительные заявления в адрес «потенциального противника». Однако политики стали задумываться над возможностью диалога. В этом весь мир видел надежду на то, что третья мировая война все-таки не станет реальностью.

Уже в 1963 г. СССР и США подписали договор о запрете на ядерные испытания в трех средах. В конце 1960-х процесс ускорился. Между ОВД и НАТО был установлен определенный военно-стратегический паритет, что и давало базу для укрепления международного мира. В 1968 г. был подписан новый важный договор — о нераспространении ядерного оружия.

Качественно новый этап развития международных отношений был назван на западе «разрядкой». К ней стремился и президент Никсон, и генсек Брежнев. После советско-американских переговоров на высшем уровне в 1972 г. были подписаны договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и противоракетной обороны (ПРО-1). Тогда же был подписан и договор общего характера «Основы взаимоотношений между СССР и США», в котором стороны пообещали всегда искать мирные способы разрешения конфликтов.

Немаловажную роль в разрядке международной напряженности сыграла и «новая восточная политика» канцлера ФРГ, социал-демократа Вилли Брандта. Германия оставалась одним из наиболее проблемных регионов в международной политике. ФРГ не признавала ГДР и согласно своей так называемой «доктрине Хальштейна» не налаживала дипломатических отношений с государствами, признававшими ее восточного соседа (кроме СССР). Лишь в 1967 г. ФРГ вынуждена была отказаться от этой доктрины в отношении социалистических государств. В конце 1960-х такая политика ФРГ явно не соответствовала времени. Это отлично понимал Брандт, ставший канцлером страны в 1969 г.

Кульминационным моментом «новой восточной политики» Брандта стало заключение 12 августа 1970 г. договора с Советским Союзом. По нему ФРГ и СССР обязались не применять силу для решения споров и признавали нерушимость существующих границ. Затем были нормализованы отношения с Польшей, Чехословакией, Болгарией, Венгрией.

В 1971 г. состоялось подписание «Четырехстороннего соглашения по Берлину» между СССР, США, Великобританией и Францией. Советский Союз впервые признал, что ФРГ имеет законное право на тесные связи с Западным Берлином, и обязался гарантировать сообщение между ними. СССР дал согласие на то, чтобы ФРГ представляла Западный Берлин на международной арене.

В декабре 1972 г. ФРГ и ГДР подписали в Восточном Берлине исторический договор об основах взаимоотношений. Таким образом, Западная Германия наконец окончательно признала Восточную. В 1973 г. оба германских государства вступили в ООН. Брандт стал одним из «отцов разрядки». В 1971 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Несмотря на некоторые сближения, в отношениях двух германских государств оставалось много проблем. Брандт рассчитывал сблизить два государства благодаря своей мирной политике, однако ГДР, наоборот, настаивала на своей обособленности, существовании самостоятельной восточногерманской нации. В мае 1974 г. один из ближайших советников Брандта был разоблачен как шпион ГДР. Канцлер был вынужден подать в отставку. Впрочем, и новый канцлер Гельмут Шмидт (тоже социал-демократ) был намерен продолжать расширение сотрудничества с Восточной Германией.

Новая ситуация, возникшая в Европе, способствовала реализации проекта, который СССР в течение многих лет предлагал в качестве инструмента для нормализации ситуации в Центральной Европе. Советский Союз предлагал собрать общеевропейское совещание по безопасности в Европе. Автором созыва совещания называют министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Западные коллеги попросили прибавить к названию совещания слова «и сотрудничеству» (это было важно, чтобы обсудить и права человека). Кроме того, СССР согласился на участие в совещании США, которых поначалу приглашать не собирались. В таком измененном виде советская идея была одобрена специальной декларацией Политического консультативного комитета Организации Варшавского договора в 1966 г. в Бухаресте. Воплощение проекта в жизнь затормозилось в связи с событиями в Чехословакии, но «восточная политика» Брандта опять сделала возможным диалог между странами.

В ноябре 1972 г. в Хельсинки начались многосторонние консультации на уровне послов, растянувшиеся почти на девять месяцев. Наконец в начале июля 1973 г. в столице Финляндии собрались министры иностранных дел 35 стран. Они должны были оформить договоренности о будущем Европы и наметили основные группы вопросов, которые следовало обсудить.

Второй этап совещания проходил в Женеве в сентябре 1973 — июле 1975 г. Одним из основных вопросов был вопрос о нерушимости границ. ФРГ не желала расставаться с мечтой об объединенной Германии. Выражая готовность все же признать существующие геополитические реалии, Запад рассчитывал на встречные уступки в том, что касалось внутренних советских порядков. СССР настаивал на принципе невмешательства в чужие дела.

В ходе третьего этапа (уже на высшем уровне) был составлен итоговый документ, который 1 августа 1975 г. подписали в Хельсинки представители 35 стран — Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Акт по сути являлся не договором с обязательными для исполнения статьями, а декларацией принципов, которых стороны добровольно обязывались придерживаться. Акт подписали 33 европейские страны (все, кроме Албании), Канада и США. Документ был разделен на четыре части. В первом разделе провозглашались политические принципы европейской безопасности: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение обязательств по международному праву. Было указано на необходимость шагов в отношении разоружения. Предусматривалось, что стороны обязуются уведомлять заблаговременно о военных учениях.

Вторая часть касалась сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Третья же, принятая Советским Союзом только после сильного давления со стороны стран ЕЭС, относилась к сотрудничеству в культурной и гуманитарной сфере. Она затрагивала тему «прав человека», т. е. совокупности положений, отражавших западную концепцию отношений между людьми в правовом государстве. Наконец, четвертый раздел предусматривал, что в 1977 г. новое совещание, которое должно было состояться в Белграде, сосредоточится на том, каким образом осуществляются одобренные всеми принципы.

Подписанные в Хельсинки соглашения имели важное значение. Они открывали дорогу многосторонним и двусторонним переговорам по самым различным проблемам, устанавливали (хотя бы декларативно) новые стандарты международных отношений для всей Европы и США, закрепляли статус-кво в Европе, чем официально подводили черту под Второй мировой войной.

Правда, нужно отметить, что стороны, собственно, не собирались выполнять соглашения в полном объеме. Брежнев, например, убеждал Политбюро ЦК КПСС, что пункты, касающиеся прав человека, — не более чем декларация. Иначе полагали советские правозащитники, организовавшие Хельсинкские группы, которые посредством обращения к международной общественности пытались добиться выполнения советскими властями демократических норм Заключительного акта.

Поделиться ссылкой: