Хождение в Каноссу, или каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang; итал. l’umiliazione di Canossa) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.
ХОЖДЕНИЕ ГЕНРИХА IV В КАНОССУ
Борьба между императором и папой, начавшаяся в правление Николая II, длилась многие годы. Главным стал вопрос об инвеституре, т. е. о влиянии на духовенство. Рим претендовал на эксклюзивное право руководить всеми католическими священниками, где бы они ни находились. Император же смотрел на епископов как на своих вассалов и не желал расставаться с доходами, которые они ему приносили.
Еще будучи субдиаконом, т. е. казначеем папского престола, Гильдебранд делал все для расширения экономической базы церкви. Он вводил новые налоги, следил за тем, чтобы каждое государство своевременно и полностью платило десятину. Став папой Григорием VII, он не отказался от своих принципов, отстаивая приоритет духовной власти над светской, доказывая необходимость материального могущества папского престола. Этот понтифик с необычайной энергией боролся за то, чтобы Рим не зависел ни от каких монархов или магнатов, а наоборот, сам имел власть над всей Европой. В конфликте с императором он в определенный момент пришел к мысли о возможности опереться на крупных феодалов Германии. Те тоже были заинтересованы в ослаблении власти императора. К ним присоединились и крупные германские епископы.
Первые представители саксонской династии в X в. способствовали усилению духовенства — в противовес непокорным магнатам. Император совершал так называемую инвеституру — назначение епископа путем вручения ему посоха и перстня, превращая его тем самым в ленного владельца. Назначаемым им же епископам глава Священной Римской империи делал богатые дары в виде земель, городов и людей. В результате этого некоторые немецкие епископы сами превратились в могущественных феодалов, имевших колоссальные доходы, выставлявших для императорского войска свои отряды и практически безраздельно правивших в своих областях, имея здесь и административные, и духовные, и судебные полномочия. Когда возможности земельных пожертвований со стороны императора несколько исчерпались и ожидать от него было больше нечего, епископы и архиепископы стали тяготиться своей зависимостью от него. Находившийся за Альпами папа выглядел более удобным сюзереном. Поддерживали Григория VII и монастыри во главе с аббатом Клюни. Папа развернул пропаганду за передачу, вернее возвращение инвеституры из рук светского правителя в руки церкви.
Григорий VII некоторое время собирал силы для решительного удара. Он заключил договор с норманнами, поддержал патарское движение[1] в городах Италии. И вот на соборе 1075 г. была запрещена светская инвеститура. Император сопротивлялся этому. Преданные ему епископы на имперском соборе в Вормсе в январе 1076 г. отказались принести присягу папе. Тут же последовал резкий ответ со стороны Рима. В феврале 1076 г. Григорий VII на соборе в Латеранской базилике выслушал послов императора. После этого он отстранил от должности непокорных епископов, объявил об отлучении Генриха от церкви, лишил его итальянского и германского королевств, а подданных императора освободил от присяги и обязанности повиноваться ему.
Император не собирался сдаваться. На Пасху 1076 г. произошло невиданное событие — епископ Утрехта отлучил от церкви самого папу. Последний нашел опору в лице германских феодалов. Летом 1076 г. они выступили против Генриха в Саксонии. Оппозиция императору формировалась под руководством родственника короля швабского герцога Рудольфа. Мятежные феодалы вызвали Григория на рейхстаг, назначенный на начало февраля 1077 г. в Аугсбурге, чтобы там провести суд над императором. Генрих понял, что ему удастся спасти свой трон только в том случае, если он получит от папы отпущение грехов. Поэтому в конце 1076 г. он вместе с женой, ребенком и своими епископами переправился через Альпы. В это время Григорий готовился к поездке в Германию, чтобы на заседании рейхстага принять участие в переговорах с курфюрстами.
В январе 1077 г. состоялся один из ярчайших эпизодов в средневековой истории. Генрих IV явился к папе в замок Каносса на севере Италии. Он три дня простоял перед воротами в одежде кающегося грешника, накинутой поверх королевского одеяния, с женой, ребенком и несколькими епископами. Только после этого Генриху было позволено войти и на коленях просить прощения у папы. Григорий VII заставил императора в присутствии аббата из Клюни и могущественной графини Матильды Тосканской признать себя не правым, «отказаться от гордыни» и смириться перед церковью. 28 января Григорий принял императора обратно в лоно церкви. Новой доктриной отношений светской власти с папой стал составленный, возможно, самим Григорием или его соратниками «Диктат папы».
Этот документ постановлял, что папе одному принадлежит право назначения, перемещения и смещения епископов, разрешения важных юридических споров, созыва соборов, суда и наложения на императора и князей церковных наказаний, возложения на императора знаков отличия. Никто не имел права судить папу. Короли не имели права передавать власть по наследству, а выбирались, причем главенствующая роль в определении достоинств кандидата должна была принадлежать понтифику.
Выражение «ходить в Каноссу» до сих пор употребляется в значении «унижаться». Это была самая большая победа Григория VII. Однако она оказалась временной. Некоторые историки даже полагают, что Генрих, разыграв спектакль и вынудив папу вернуть ему королевское достоинство, выиграл больше, чем папа. Поддерживаемые папой германские короли быстро забывали о своем союзнике и покровителе и начинали защищать свои права в отношении инвеституры. Сильная и независимая церковь в собственном государстве никому из них была не нужна. Да и особой покорности Григорию не изъявляли и сами сильные немецкие епископы. В конце концов император Генрих IV отказался от каносского покаяния и возвел на папский престол антипапу — епископа равеннского Виберта под именем Климента III.
Легаты папы продолжали вмешиваться не только в церковные, но и в светские дела по всей Европе. Григорий состоял в переписке едва ли не со всеми королями, требуя от них полного подчинения и богатых пожертвований в пользу Рима. Во Франции инвеститура оставалась за королем, но там король сам помогал церкви, подавляя любые антицерковные выступления. Вильгельм I Завоеватель платил «вассальную» лепту престолу Св. Петра. Папа подчинил своему влиянию польского, чешского и венгерского монархов, которые боролись с германским влиянием в своих странах. В Италии он опирался на норманнов, которые в 1084 г. помогли ему выгнать Климента III из Рима, но подвергли город страшному разгрому. Население города поднялось против Григория, он вынужден был бежать и умер, покинутый всеми, в Салерно в 1085 г.
[1] Патария — народное движение в северо-итальянских города во второй половине XI в., направленное против местного духовенства, в основном выходцев из аристократических семей, поддерживавших императора.