Иконоборчество

Иконоборчество

Иконоборчество (греч. εἰκονομαχία; также иконоклазм — от греч. εἰκόνα — «изображение» (икона) + греч. κλάω — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон.

Иконоборцы считали изображения святых «идолами», а почитание икон — «идолопоклонством», ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)).

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаикфресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.

Однако позднее, в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV ХазараСедьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года (который было постановлено не считать «вселенским»). Императоры Никифор Ι Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 года были признаны вновь.

Наконец в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество православия»).

ОТРАЖЕНИЕ АТАКИ АРАБОВ В ВИЗАНТИИ. ЭДИКТ ПРОТИВ ИКОНОПОЧИТАНИЯ ЛЬВА III

Если на западе продвижение арабов было остановлено Карлом Мартеллом при Пуатье, то не менее важным был отпор, данный воинам ислама на востоке императором Львом Исавром, хотя об этих событиях у нас традиционно вспоминают гораздо реже.

Византийский император Лев III был выходцем из области Исаврия в Малой Азии. В истории его принято называть Львом Исавром. Он родился в 680 г., долгое время жил с родителями во Фракии, затем поступил на военную службу и сделал блестящую карьеру при императоре Юстиниане, став его доверенным лицом. Император поручил в свое время Льву трудную дипломатическую и военную миссию на Кавказе, где он должен был поддержать одно местное племя в борьбе против другого. Следующий император Анастасий II приблизил к себе Исавра, сделав стратигом анатолийского войска, во главе которого Лев вел успешную войну с арабами. Преемника Анастасия Феодосия анатолийский стратиг не признал, но не спешил вступать с ним в открытое противостояние. Вскоре Феодосий был низложен и ушел в монастырь, а константинопольская аристократия предложила престол Льву, который торжественно вошел в столицу в 717 г.

Едва приняв власть, Лев III должен был организовывать отпор арабскому нашествию. Халиф Сулейман пытался сделать то, что не удалось его предшественникам в VII в., — взять столицу ненавистной Византии. В 717 г. арабы взяли Пергам, потом вышли к Абидосу, переправились через Геллеспонт во Фракию и 15 августа наконец достигли Константинополя. Одновременно с моря к столице подошел огромный арабский флот, состоявший из 1800 кораблей. Большая его часть стала у Сосфенийской пристани во Фракийском Боспоре. С кораблями византийцы боролись с помощью знаменитого «греческого огня». Кроме того, по приказу императора залив Золотой Рог был перегорожен цепью. Организовали византийцы и оборону Константинополя с суши. Арабская армия осаждала его в течение 13 месяцев. Зима 717/18 г. выдалась лютой. Войска Сулеймана (вернее, его брата Маслимы) страдали от голода и холода, а также от набегов союзных византийцам болгар из Фракии. Весной 718 г. из Египта прибыл второй флот с оружием и хлебом, а затем из Африки третий — с огромным количеством припасов. Произошла очередная битва огненосных византийских кораблей с арабскими, в которой первые одержали решительную победу. Таким образом, сухопутная армия мусульман не получила продовольствия, здесь ели лошадей, началась эпидемия и мор. Летом арабы вынуждены были прекратить осаду Константинополя, из ста восьмидесяти тысяч человек домой возвратилось менее четверти.

Византийцы постепенно отвоевывали территории на западе Малой Азии. Подыскивая союзников, император женил своего сына Константина на дочери хазарского кагана, который стал наносить чувствительные удары по халифату на востоке. В 740 г. Лев одержал решительную победу у фригийского местечка Акроинон. Продвижение арабов в Европу было остановлено. Череда неудач привела к падению Омейядов и образованию халифата Аббасидов, столица которого была перенесена на восток — в Багдад.

Император Лев III Исавр обладал непререкаемым авторитетом в государстве. Он усилил военную администрацию на местах, заменил наемное войско крестьянским ополчением, издал новый сборник законов — «Эклогу», согласовав принципы римского права и Кодекса Юстиниана с требованиями времени.

Лев III прославился не только как выдающийся полководец, но и как энергичный государственный деятель. Все свои начинания этот человек проводил в жизнь настойчиво и порой даже фанатично. Так, например, нельзя объяснить суть его религиозной реформы лишь объективной необходимостью или какой-то широкой программой усиления государства и ослабления церкви. Здесь нужно учитывать и характер этого неугомонного и властного василевса.

Еще в 724 г. ряд священников из восточных областей империи выступили против почитания икон, которое, на их взгляд, было сродни идолопоклонничеству. Вероятно, свою роль в этом сыграли во многом справедливые насмешки со стороны мусульманских идеологов, чья религия вообще запрещала изображение не то что Бога, а даже человека. Они таким образом получали прекрасный козырь в своей борьбе за право называться истинными единобожниками. Лев III, пытаясь выбить почву из-под ног мусульманских проповедников, также проникся идеей прекратить неуемное почитание икон. Действительно, многие верующие поклонялись уже не изображенному на иконах Христу и прочим святым, а самим иконам, даже использовали краску с картин для причастия. Вооружившись заповедью «Не сотвори себе кумира», Лев Исавр повел решительную борьбу против этого «языческого пережитка».

Летом 726 г. неподалеку от Крита произошло мощное подводное извержение вулкана, которое император истолковал как гнев Божий против искажения христианского вероучения. В том же году он издал эдикт, согласно которому иконы в храмах следовало перевешивать как можно выше. Это решение вызвало возмущение среди очень многих верующих и, конечно, священников. Но в 728 г. Лев Исавр, прямо говоривший, что он и светский владыка и духовный, пошел еще дальше, приказав замазать краской картины на религиозные сюжеты в некоторых храмах. В январе 730 г. в императорском дворце собрался совет представителей духовенства, на котором под давлением императора поклонение иконам было объявлено преступлением. На стенах церквей вместо икон появились полотна, изображающие бытовые сцены, пейзажи, известных людей и др.

Эти меры были не слишком удачны. Все византийское общество разделилось на иконодулов — иконопочитателей и иконокластов — иконоборцев, которых возглавлял глава государства. Резко против иконоборчества выступали могущественные монастыри, которым принадлежали значительные земельные угодья. Но это лишь позволило императору ударить по этому могуществу. Земли раздавались крестьянству, которое в большинстве своем поддержало движение, начатое императором. Однако в Греции и на Кикладских островах было поднято восстание в защиту икон. Повстанцы даже выбрали своего императора — Козьму. Довольно сильный мятежный флот подошел к Константинополю, но был уничтожен, а восстание подавлено. Отказавшийся подписать иконоборческое постановление императора патриарх Герман был отстранен от должности. В столице вспыхнул бунт, когда императорский чиновник попытался снять икону Христа с дверей одного из храмов. Чиновник был убит, а Льву пришлось жестоко покарать всех, принимавших участие в этих волнениях (многие из них были позже канонизированы как мученики). Иконоборческое движение вышло, собственно, за рамки борьбы против икон. Были закрыты многие церковные училища, запрещено почитание мощей. Под иконоборческими лозунгами выступали многие участники антифеодальных восстаний. Тем более что Лев в целом был настроен против засилья магнатов, так же как против засилья церкви. Его интересовало укрепление именно центральной власти.

В рамки борьбы с почитанием икон органично вписалось противостояние императора и Папы Римского. Григорий II, а за ним Григорий III осудили Льва как еретика, приказали прекратить взимать налоги в пользу императора в подвластных ему итальянских областях, попытались заручиться поддержкой лангобардов под лозунгом борьбы Запада с владычеством Константинополя. Идеологи иконопочитания утверждали, что, отрицая святость икон, сторонники императора отрицают истинное, а не призрачное воплощение Бога в своем сыне, возможность одухотворения материи. В 731 г. Латеранский собор осудил действия василевса. Лев же вывел из-под управления папы Далмацию, Сицилию и Калабрию, переведя их в подчинение подвластному ему Константинопольскому патриарху.

Иконоборцем был и наследник Льва III, его сын Константин V Копроним, ставший императором после смерти отца в 741 г. В 754 г. покорный ему церковный собор единодушно осудил иконопочитание.

Поделиться ссылкой: