Новый курс

Новый курс

«Новый курс» (англ. New Deal) — экономическая и социальная программа, проводившаяся администрацией президента США Ф. Рузвельта с 1933 по 1939 год и нацеленная как на преодоление последствий Великой депрессии, так и на структурные реформы в промышленностисельском хозяйствефинансахэнергетике и трудовых отношениях. Новая программа, заметно усилившая аналогичные действия предыдущей администрации Г. Гувера, привела к отказу от принципа невмешательства и существенно расширила сферу деятельности американского федерального правительства, включив в неё борьбу с бедностью и безработицей.

Большая часть законодательной базы Нового курса была принята Конгрессом в течение первых трех месяцев — «Ста дней» — президентства Рузвельта, когда после прекращения банковской паники была организована целая серия правительственных служб и агентств, включая Администрацию общественных работГражданский корпус охраны окружающей среды и Администрацию долины Теннесси. Многочисленные федеральные ведомства распределяли чрезвычайную финансовую помощь и создавали временные рабочие места. В попытке остановить дефляцию и возродить экономическую активность, Национальное управление экономического восстановления стало формировать промышленные кодексы, которые регулировали бизнес-процессы в стране: установление минимальных цен и заработной платы, определение длительности рабочей недели и условий труда. Попытка регулировать финансовый сектор, направленная на недопущение повторения краха фондового рынка и масштабных банковских банкротств, привела к появлению системы страхования депозитов, расширению полномочий ФРС и созданию Комиссии по ценным бумагам. В сельском хозяйстве предполагалось остановить многолетний кризис, дополнившийся в 1930-е годы экологическим бедствием, за счёт контроля над производством основных культур, призванного поднять цены, а также за счёт прямых денежных субсидий американским фермерам. Подобные меры сопровождались отказом от золотого стандарта и придали экономике США черты планового хозяйства.

К 1935 году принятие закона Вагнера, окончательно легализовавшего американское профсоюзное движение, и создание Национального управления по трудовым отношениям способствовали снижению масштабности и кровопролитности конфликтов между рабочими и работодателями. Совокупность мер Нового курса помогла справиться с наиболее опасными последствиями экономической депрессии, но не привела к полному восстановлению американской экономики. Меры вызвали острую критику как со стороны приверженцев традиционных американских свобод, так и со стороны радикальных групп, полагавших, что фашистская диктатура или социалистическое планирование имели бы больший успех. Видя радикализацию избирателей, в преддверии второй президентской кампании Рузвельт начал активнее использовать левую риторику, чем оттолкнул от себя предпринимательское сообщество, заподозрившее президента в диктаторских амбициях. Новая рецессия, начавшаяся в 1937 году — наряду с использованием средств налогоплательщиков для финансирования политических кампаний сторонников президента — усилила данное расхождение. Вместе с тем Рузвельт вступил в открытый конфликт с Верховным судом, ранее отменившим целый ряд ключевых президентских инициатив по причине их несоответствия Конституции США, которая не наделяла федеральное правительство правами по регулированию хозяйственной деятельности.

«Закон о социальном обеспечении», составленный Ф. Перкинс с учётом американских конституционных принципов, включал в себя создание как пенсионной системы, так и системы пособий по безработице — закон стал ключевой частью наследия Нового курса. Масштабные строительные проекты Г. Гопкинса — муниципальные здания, дороги, аэропорты, национальные парки — и поддержка американской культуры способствовали формированию такого наследия по всей территории страны. Установление в 1938 году минимального размера оплаты труда и максимальной продолжительности рабочей недели также стало долгосрочным наследием рузвельтовских реформ, вызвав конфликт президента с белыми южанами, полагавшими неприемлемым применение единых правил к разным расам. Потерпев поражение в политическом конфликте с Верховным судом и столкнувшись с организованной оппозицией в Конгрессе, администрация Рузвельта постепенно свернула программу реформ и нацелилась на защиту уже достигнутых изменений от контр-реформаторских инициатив; начало Второй мировой войны изменило данные планы.

Обширность социально-экономических преобразований времён Нового курса, сумевших предотвратить прямое столкновение консерваторов и радикалов, но сопровождавшихся как значительным ростом бюрократического аппарата, так и изоляцией страны, вызывала острую реакцию у многих современников. В рамках историографии Нового курса авторы ещё несколько десятилетий разделялись на сторонников и противников «социалистических» реформ. Роль теоретических воззрений Д. Кейнса в формировании (зачастую противоречивой) программы Нового курса также подробно обсуждалась историками и экономистами — при этом ряд инициатив администрации Рузвельта реализовывался уже в послевоенные годы.

«НОВЫЙ КУРС» ФРАНКЛИНА РУЗВЕЛЬТА

В истории Соединенных Штатов имя президента Франклина Делано Рузвельта стоит в одном ряду с такими легендарными людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн. Как и им, Рузвельту суждено было в самое тяжелое для американцев время вывести страну из кризиса и привести ее к победе в войне.

Рузвельт родился в 1881 г. в состоятельной семье бизнесменов. Он получил прекрасное домашнее образование, путешествовал по Европе, учился в Гарварде и Школе права Колумбийского университета. В 1913 г. он, будучи представителем демократической партии, занял пост заместителя морского министра. В 1920 г. стал губернатором штата Нью-Йорк. В 1921 г. после купания в океане Рузвельт заболел полиомиелитом, из-за чего до конца своих дней он был парализован и передвигался только на кресле-каталке. Тем поразительнее было его успешное продвижение по политической лестнице. В 1933 г., в разгар экономического кризиса, Рузвельт был избран президентом США. Впоследствии он стал единственным президентом, занимавшим этот пост не два, как положено по американской конституции, а четыре президентских срока.

Кризис поставил под сомнение идеалы американского индивидуализма. Стало ясно, что самостоятельно большинство населения решить свои проблемы уже не может. Было необходимо вмешательство государства. Гувер не раз говорил, что социальные программы могут повредить «духу предприимчивости» американских граждан, но и ему пришлось отступить от своих принципов. Он созывал конференции предпринимателей и профсоюзов, добиваясь перемирия между ними, призывал деловых людей к благотворительности. Была принята федеральная программа строительных работ, федеральное фермерское управление приступило к скупкам излишков сельскохозяйственной продукции, правительство повысило таможенные барьеры. Но республиканская власть не могла продвинуться далеко в начинаниях, противоречивших их идейным установкам. Из-за чего на выборах Гувер был обречен на поражение.

На конец 1932 — начало 1933 г. пришелся пик кризиса, началось массовое банкротство банков. 6 марта, через два дня после вступления в должность, не дожидаясь чрезвычайной сессии Конгресса, президент провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки. Он получил широкие полномочия по контролю над международными финансовыми сделками. 10 марта Рузвельт своим распоряжением установил полный государственный контроль над золотом, находившимся в обращении как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Был поставлен барьер спекулятивным операциям, установлен государственный контроль над федеральной резервной системой, которая была, по сути, превращена в национальный банк.

Одновременно были приняты меры, которые должны были успокоить мелких акционеров и вкладчиков. Важнейшей частью так называемого «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности, вступивший в силу 16 июня 1933 г. Он устанавливал систему государственного регулирования промышленности.

Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать «кодексы честной конкуренции». В кодексах определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен. Результатом этого было вытеснение с рынка более слабых компаний. В промышленности были созданы отраслевые комитеты, посредством которых правительство, профсоюзы, потребители и собственники сотрудничали в установлении уровня цен, зарплаты, квот на продукцию и правил конкурентной борьбы. Спустя некоторое время этот порядок был упразднен, поскольку Верховный суд счел, что он противоречит конституции. Тогда президент попытался заменить старых консерваторов в суде более молодыми, что вызвало громкие протесты. Однако профсоюзы в годы правления Рузвельта все равно добились значительного усиления своего влияния, повсеместно заключались коллективные договоры с предпринимателями.

Закон предусматривал также минимальный уровень заработной платы и максимальную продолжительность рабочей недели. Он определил право рабочих на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров. Правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд долларов.

Однако еще большее значение для преодоления безработицы имели не денежные субсидии, а организация общественных работ. Первым объектом оказания такого рода помощи правительство выбрало молодежь, как слой общества, который легче всего воспринимал взрывоопасные идеи. С апреля 1933 г. стала создаваться система лесных лагерей для безработной молодежи, где они содержались в течение 6 месяцев на полном обеспечении с выплатой 30 долларов в месяц, 25 из которых каждый был обязан направить своей семье. За 1933–1939 гг. через лесные лагеря прошло 2 миллиона человек в возрасте до 25 лет.

По закону о регулировании сельского хозяйства государство приступило к выплате фермерам премий за сокращение производства: безжалостно запахивались посевы хлопчатника, забивался скот. В 1936 г. был принят закон «О сохранении плодородия почв», согласно которому выплачивались премии фермерам, согласившимся изымать землю из-под истощавших ее культур и предпринимавшим меры по улучшению почв.

Одним из важных решений была отмена действовавшего с 1919 г. сухого закона. Принятый, в первую очередь, по моральным соображениям, он имел едва ли не обратный эффект. В 1920-е годы растущее благосостояние, крах прежних моральных норм, идеал красивой жизни привели к увеличению потребления алкоголя, что давало возможности для обогащения многочисленных контрабандистов и мафиози. Хорошо организованные банды наладили тайное производство алкоголя, его продажа шла рука об руку с проституцией и азартными играми. Полиция сбивалась с ног, а такой знаменитый гангстер как Аль Капоне имел доход в 50 млн долларов в год. Во время сельскохозяйственного кризиса производители зерна настаивали на отмене сухого закона. Такой шаг мог увеличить и количество рабочих мест на пивоварнях. В итоге в 1933 г. сухой закон был отменен.

Законодательство 1935 г. имело ярко выраженную социальную направленность и призвано было обеспечить политическую стабильность в стране. Закон о социальном обеспечении, принятый 14 августа 1935 г., предусматривал создание государственной системы по оказанию помощи сиротам, вдовам, инвалидам, страхованию безработных и их пенсионному обеспечению. Так называемый закон Вагнера был направлен на совершенствование трудовых отношений между работодателями и наемными рабочими. Была реформирована система налогообложений — повышены ставки налогов на сверхдоходы, наследства и дарения. Значительно была расширена сфера общественных работ. Так, например, государственное строительство дамб и электростанций в долине реки Теннесси, превышающей по площади территорию Англии, обеспечило многих работой, а сельские жители получили дешевую электроэнергию. Увеличились пособия на получение высшего образования, что позволило США выйти на первое место по этому показателю. Некоторое улучшение наметилось и в отношении чернокожего населения, поддержавшего демократическую партию на президентских выборах 1936 г. Впрочем, афроамериканцы все равно не могли пользоваться всеми возможностями белых. Большинство рабочих мест, которые они занимали, не подпали под действие социального законодательства 1935 г.

Консерваторы называли Рузвельта «розовым» президентом за близость многих его позиций к социалистическим. Особенно в том, что касалось поддержки малоимущих и усиления роли государства в регулировании экономических процессов. Некоторые правые журналисты называли его «Сталин Д. Рузвельт». Но никто не мог отрицать заслуг президента в преодолении кризиса. Америка вышла из депрессии, социальная напряженность постепенно пошла на убыль. Основные принципы и положения «нового курса» стали образцом для будущих поколений политиков.

Поделиться ссылкой: