«Соляной поход» — один из эпизодов сатьяграхи в Индии, когда 12 марта — 5 апреля 1930 года Махатма Ганди с 79 своими последователями прошёл пешком от Сабармати Ашрама в Ахмадабаде (штат Гуджарат, Западная Индия) до побережья Аравийского моря близ селения Данди. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, его участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом, в знак нарушения колониальной соляной монополии, участники Соляного похода не уплачивали налог на соль.
После выпаривания соли в Данди группа двинулась по побережью к югу, продолжая действия против соляного налога, намереваясь провести акцию на солеварнях в Дхарасане. Однако за несколько дней до предполагаемой акции, в ночь с 4 на 5 мая, Ганди был арестован. События Соляного похода привлекли внимание средств массовой информации и общественности по всему миру, сатьяграха против соляной монополии длилась почти год, закончившись освобождением Ганди. Всего в результате «соляной сатьяграхи» было арестовано и заключено в тюрьмы свыше 80 тыс. индийцев.
Поход имел важное пропагандистское значение и заложил основы массовой кампании гражданского неповиновения английским колониальным властям в Индии, дав толчок новым протестам против соляных налогов.
«СОЛЯНОЙ ПОХОД» В ИНДИИ
Первая мировая война обострила противоречия между индийцами и британской колониальной администрацией, способствовала подъему национально-освободительного движения. Индийская буржуазия была недовольна дискриминацией и ограничениями, которые колониальные власти накладывали на их предпринимательскую деятельность. Трудящиеся были недовольны ухудшением своего положения в годы войны, высокими налогами и ростом цен. Запрещение носить оружие, неучастие в управлении страной было тем обиднее для индийцев, что их страна в Первую мировую поставила в британскую армию 985 тысяч солдат.
Закон об управлении Индией был принят английским парламентом в 1919 г. на основании доклада министра иностранных дел Монтегю и вице-короля Индии Челмсфорда. Этим законом предусматривалось создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе, состоявшего из Государственного совета и Законодательного собрания. Реформа сохраняла принцип раздельных религиозных курий (что подогревало конфликт между мусульманами и индусами); право выбирать законодательные органы получило всего около 1 % населения Индии, в провинциальные — около 3 %.
Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций (в основном, второстепенные должности). Англичане по-прежнему полностью контролировали финансы, армию, полицию, все важнейшие отрасли экономики. Все это вызывало недовольство коренного населения. Протесты усилились, когда 18 марта 1919 г. был опубликован закон Роулетта. Он предусматривал усиление уголовных наказаний за антиправительственную деятельность.
По Индии прокатилась волна бунтов и вооруженных мятежей. 13 апреля 1919 г. британские войска расстреляли манифестацию в городе Амритсар, что лишь увеличило масштабы движения. В декабре 1920 г. на сессии Индийского Национального Конгресса[1] (ИНК) было решено начать кампанию «несотрудничества». Эта кампания сопровождалась бойкотом английских товаров, отказом от работы в английских учреждениях и т. д. В 1921 г. ИНК бойкотировал выборы в новые законодательные органы.
Признанным лидером национально-освободительного движения Индии в эти годы стал Мохандас Карамчанд Ганди, получивший прозвище Махатма — «великая душа». Он родился в 1869 г. в знатной индийской семье. Получив в 1891 г. образование в Англии, Ганди занялся адвокатской практикой, затем служил юрисконсультом в Южной Африке, где возглавил борьбу против притеснения индийцев. В Индию Ганди возвратился в 1915 г. и активно занялся политической деятельностью. Выдающемуся пацифисту удалось превратить ИНК в массовую политическую организацию. В борьбе за независимость страны Ганди призывал объединяться людей без различия религий, национальности, касты и класса.
Махатма проповедовал возрождение кустарного ремесла, и особенно прядения и ткачества, что должно было освободить экономику страны от иностранной зависимости. (Проповедь «свадеши» — «отечественный» — посвящалась подъему национального хозяйства.) Разработанная им тактика ненасильственной борьбы получила название «сатьяграха» («упорство в истине»). Она заключалась в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств и учебных заведений, организации мирных демонстраций и политических забастовок, в исключительных случаях — отказе от уплаты налогов. При этом лидер ИНК постоянно искал компромисс с англичанами.
Движение «несотрудничества» нанесло колоссальные убытки английским фабрикантам. Индийцы отказывались покупать их ткани. Пиком кампании стало бойкотирование торжеств по случаю прибытия наследника английского престола. Власти начали массовые аресты. И тогда ИНК перешел от несотрудничества к неповиновению. Однако увидев, что индийцы не могут удержаться от насилия, руководство Конгресса отменило акцию.
В 1923–1927 гг. наблюдался определенный спад национального движения. Часть деятелей ИНК приняла участие в Законодательных собраниях, где образовали группу свараджистов (сторонников самоуправления). В 1927 г. в Конгрессе сложилось левое крыло во главе с Дж. Неру, требовавшее активизации борьбы.
Во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в Индии упали цены на сельхозпродукты, что привело к обнищанию крестьян. Разорялись и ремесленники, и мелкие предприниматели. Отношения между индийцами и англичанами снова обострились. В 1930 г. ИНК объявил кампанию гражданского неповиновения. День 26 января Конгресс объявил Днем независимости Индии и призвал народ провести митинги и дать клятву до конца бороться за освобождение Индии.
30 января 1930 г. в газете «Молодая Индия» Ганди опубликовал обращение к вице-королю Ирвину, в котором заявлял, что готов отложить «сатьяграху», если правительство удовлетворит следующие требования: сократит земельный налог, ликвидирует монополию на соль, уменьшит расходы на военную и гражданскую администрацию, освободит из тюрем политзаключенных и т. д.
«Сатьяграха» должна была начаться с нарушения закона о соляной монополии. На 11 марта 1930 г. был назначен «Соляной поход». Участники должны были пройти путь в 400 км до берега Индийского океана, а там устроить показательное выпаривание соли из морской воды. Английские власти полагали, что это лишь чудачество, и не более того.
11 марта Ганди и 70 его сторонников вышли из города Ахмадабад в Гуджарате (Западная Индия). Они останавливались в каждой деревне и устраивали митинги, призывая поддержать кампанию неповиновения. Марш сразу приобрел необычайную популярность, чему способствовала и британская пресса, подробно освещавшая «Соляной поход». 6 апреля на берегу Аравийского моря в селении Данди состоялась символическая процедура выпаривания соли. Этот день был объявлен Днем начала национальной недели несотрудничества и неповиновения. В крупных городах проходили многотысячные демонстрации за независимую Индию. Тысячи служащих увольнялись. «Добровольцы Конгресса» следили за тем, чтобы не происходило вспышек насилия, беспорядков и провокаций.
В апреле — мае было арестовано около 60 тысяч членов ИНК. В Калькутте и Пешаваре солдаты открыли стрельбу по мирным демонстрантам. В ночь на 5 мая был арестован Махатма Ганди. Ответом на это стала всеобщая забастовка. При этом большинство участников движения принципиально не прибегало к насилию. Симпатии всего цивилизованного мира оказались на стороне «сатьяграхов».
25 января 1931 г. Ганди и еще 30 членов ИНК были освобождены из тюрьмы. Вице-король предложил индийскому лидеру сесть за стол переговоров. Ганди согласился на предложение Ирвина. ИНК должен был свернуть кампанию гражданского неповиновения и бойкота, а взамен англичане должны были амнистировать всех политических заключенных, отменить монополию на соль, разрешить вести пропаганду за независимость Индии, признать ИНК официальной политической партией. 4 марта 1931 г. «пакт Ганди — Ирвина» был подписан.
Впрочем, ненадолго, 4 января 1932 г. Ганди вновь был арестован.
[1] Индийский Национальный Конгресс возник в 1885 г. как политическая организация умеренных буржуазно-помещичьих индийских кругов.