Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал (араб. قناة السويس‎, Канат эс-Сувайс) — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана: благодаря каналу больше не нужно огибать Африку и путь сократился на 8 тыс. км. Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Главные порты: Порт-Саид и Суэц.

Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 160 км, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну — 45—60 м, глубину 20 м. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт-Саида находится Порт-Фуад, где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик. На канале в районе озера Тимсах расположен крупный промышленный центр — город Исмаилия.

Канал, соединяющий Средиземное море с Суэцким заливом на Красном море, состоит из двух частей — к северу и к югу от Большого Горького озера. Течение в канале в зимние месяцы происходит из горьких озёр на север, а летом обратно из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией, не огибая Африку. До открытия канала суда разгружали, и грузы перевозили от моря к морю по суше.

ОТКРЫТИЕ СУЭЦКОГО КАНАЛА

Идея соединить Средиземное и Красное моря и, тем самым, значительно облегчить сообщение между Европой и Азией была не нова. Тем более, что все необходимые данные по географии местности, удобной для прокладки канала, были известны еще в глубокой древности. Уже в VI в. до н. э. египетский фараон Нехо решил претворить подобный план в жизнь. Было начато строительство, во время которого погибли 120 тысяч рабов, но достроить канал до конца не удалось. Около 500 г. до н. э., после завоевания Египта персами, царь Дарий возобновил проект и засвидетельствовал в надписи на плите, что канал он завершил. Геродот в V в. до н. э. сообщал, что этот канал соединял два моря не по прямой и, чтобы пройти его, кораблю требовалось четыре дня. Он был достаточно широк для того, чтобы две лодки с тремя веслами на каждой могли плыть рядом. Вероятно, канал Дария проходил восточнее Нила и, как и нынешний канал, пересекал озеро. При римлянах канал был усовершенствован. Много столетий спустя, в 776 г. уже нашей эры, после завоевания арабами Передней Азии, Египта, других стран Северной Африки движение по каналу было закрыто. В последующие одиннадцать столетий его засыпало песком. Долгое время никто не мог осуществить то, что удалось персидскому царю. Путь в Индию прокладывался по суше и по морю — в обход Африки.

С началом эпохи Великих географических открытий мысль о новом прорытии канала возникала много раз. Особенно в странах, которые были лишены возможности выйти на океанские просторы, на которых господствовали испанцы, португальцы, а затем и англичане с голландцами. Так, Суэцкий перешеек привлекал взоры венецианцев, «запертых» в Средиземном море и стремительно терявших свои позиции в мировой торговле. Затем идеи строительства канала получили широкое распространение во Франции, также не находившейся в ряду великих морских держав. Однако планы как Людовика XIV, так и Наполеона Бонапарта провалились.

Тем временем Англия продолжала вытеснять Францию с морских просторов. Установив свой контроль над важнейшими пунктами в Средиземном и Красном морях, англичане осуществляли сообщение между Александрией и Суэцем по суше и не поддерживали планы сооружения канала, которые возникали в головах политиков других государств. Так, яростным противником постройки Суэцкого канала в середине XIX в. был британский премьер-министр Пальмерстон. Хотя канал сокращал расстояние между Лондоном и Бомбеем на 7343 км, британское правительство сделало все, чтобы воспрепятствовать этому проекту. Оно осуждало его как физически невыполнимый и нерентабельный. Но одновременно специалисты из многих стран включались в исследование возможностей осуществления проекта. В 1846 г. образовалось международное общество по исследованию проблемы Суэцкого канала. В этих исследованиях важную роль сыграли французы Талабо, Дюфур-Феронс, Линан и Мужель, австриец Негрелли, англичанин Стефенсон.

В конце концов Лондону пришлось сдаться. Политическая ситуация более не позволяла пренебрегать интересами Франции. Реализацию проекта взял на себя дипломат, предприниматель и авантюрист Фердинанд де Лессепс, с 1831 по 1838 г. бывший французским консулом в Каире. В 1854 г. он получил от правителя Египта Мохаммеда Саида-паши концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Ведущее место в концессии занимала созданная Лессепсом «Всеобщая компания Суэцкого канала». Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %. Британцы, которым был выгоден более короткий путь в Индию, не купили ни одной акции.

Строительство канала началось в апреле 1859 г. и продолжалось не шесть лет, как предполагалось изначально, а более десяти. Канал должен был начинаться севернее Суэца и потом по прямой линии, пересекая озеро Тимсах и Горькие озера, двигаться к Средиземному морю. Со дня празднества по поводу начала строительства и вплоть до состоявшейся через десять лет церемонии открытия работами руководил де Лессепс. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий.

Длина готового канала составляла 160 км, глубина — 8 м, ширина по зеркалу воды — 60–110 м, а по дну — 22 м. Чтобы прорыть его, потребовалось переместить 75 млн м3 земли. Через каждые десять километров была вырыта запасная бухта. Канал был построен без шлюзов. Сегодня ширина канала составляет 200 м и нет ни одного места, где глубина была бы менее 15 м. Канал связывает районы Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивает ее связи с Азией, Австралией, Восточной Африкой.

Пышная церемония открытия Суэцкого канала состоялась 17 ноября 1869 г. Композитору Джузеппе Верди к этому событию заказали сочинить оперу. Так была создана его «Аида», премьера которой, впрочем, состоялась в Каире только в 1871 г. 48 кораблей прибыли в Порт-Саид (возникший на Средиземном море по ходу строительства), затем флотилия двинулась через канал, на первом корабле плыла французская императрица Евгения (жена Наполеона III). В церемонии приняли участие многие коронованные особы из Европы и других континентов.

С момента своей постройки Суэцкий канал стал играть стержневую роль в египетской истории. Громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство купило в 1875 году у Исмаила-паши египетскую долю акций Суэцкого канала. Через 5 лет египетское правительство было вынуждено продать свое право на 15 % прибылей от Суэцкого канала французскому банку.

Поделиться ссылкой: