Ютландское сражение

Ютландское сражение

Ютландское сражение (англ. Battle of Jutlandнем. Skagerrakschlacht31 мая — 1 июня 1916) — крупнейшее морское сражение Первой мировой войны, в котором сошлись германский и британский флоты. Произошло в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в проливе Скагеррак.

СРАЖЕНИЕ ПРИ ЮТЛАНДИИ

Крупнейшим морским сражением Первой мировой было Ютландское сражение на Северном море, единственное, в котором участвовали основные силы английского и германского флотов.

Английский флот осуществлял блокаду Германии. Немцы решили вернуть равновесие на Северном море. Замысел командования состоял в том, чтобы вызвать часть английского флота в море и уничтожить своими главными линейными силами. Вице-адмирал Шеер, командующий германским Флотом Открытого моря, убедил верхи в необходимости крупной операции. Шеер решил использовать тяжелые крейсеры Франца фон Хиппера в качестве приманки. Хиппер должен был обстрелять города Восточной Англии (в частности Сандерленд). Затем, когда часть английского флота выйдет из Ферт-оф-Форта и бросится в погоню, на него должны были навалиться главные силы Шеера. И пока остальной Гранд-флит будет спешить из далекого Скапа-Флоу, дело будет сделано. 88 подводным лодкам предписывалось крейсировать в виду Скапа-Флоу, Кромарти и Форта, отвлечь на себя силы командующего британским флотом Джеллико и по мере возможности задержать его продвижение на юг. Большие надежды Шеер возлагал на корабли типа дредноут, вооруженные мощными орудиями и защищенные крепкой броней. Такие же надежды возлагали на свои дредноуты англичане.

Чтобы заручиться гарантией, что противник угодит в расставленные силки, Шеер приказал Хипперу предварительно провести два молниеносных рейда для ударов по английским городам — первый удар был нанесен 6 марта, второй — 24 апреля. Как выяснилось позже, это было ошибкой. Во время второго рейда крейсер «Зейдлиц» столкнулся с английской миной и вернулся домой изрядно покалеченным. Операцию пришлось отложить на несколько недель и ждать, когда закончится ремонт. Ко времени, когда «Зейдлиц» был готов, немецкие подводные лодки, вышедшие на позиции в соответствии с первоначальным планом, уже выработали топливо и вернулись на свои базы. В засаде у Скапа-Флоу осталось всего 5 субмарин, которые в результате не выполнили своей разведывательной функции и не подсказали расположение кораблей неприятеля своим.

Днем 30 мая 1916 г. Шеер приказал основному флоту держаться в районе пролива Скагеррак. Разведывательному отряду Хиппера (тяжелые крейсеры) предстояло совершить бросок на север и на рассвете 31 мая обнаружить себя у берегов Норвегии. Главные силы должны были следовать за Хиппером на расстоянии в 25 миль.

Радиограммы Шеера перехватывались специалистами из британского Адмиралтейства. К полудню 30 мая адмирал Джеллико уже знал, что Флот Открытого моря собирается в поход. В 21.30 Джеллико при соблюдении конспирации вышел в море из базы Скапа-Флоу и направился к берегам Ютландии.

Через несколько часов вышел в море и флот кайзера. В 7.50 31 мая немецкие тяжелые крейсеры миновали проход в минном поле у бухты Гельголанд и повернули на север. Всего у немцев насчитывалось 99 кораблей с 45 тысячами человек команды, у англичан же — 149 кораблей с 60 тысячами. Английские линкоры обладали преимуществом в калибре артиллерии и ее дальнобойности, а германские корабли имели преимущество в скорострельности, качестве снарядов и бронировании.

Пренебрегая помощью дешифровальщиков, английское командование известило Джеллико о том, что Шеер все еще находится на базе. Таким образом, оба командующих пребывали в уверенности, что дредноуты противника им не грозят.

Противники едва не разминулись. Битти получил приказание следовать к точке, находящейся в 100 милях от минных полей у мели Хорне-Рев. Если к 14.00 он не обнаружит противника, то должен повернуть на север и примкнуть к Джеллико, который будет стоять в 65 милях. Битти дошел до пункта назначения, выслал на 8 миль вперед отряд легких крейсеров. Противника они не обнаружили. Тем временем тяжелые крейсеры Хиппера находились всего лишь в 40 милях к востоку, а за кормой у Хиппера в 50 милях к югу следовал Шеер. В открытом море между Хиппером и Битти появился датский пароход «Н. И. Фьорд», вошедший в историю как невольный участник грандиозной Ютландской битвы.

В 14.35 31 мая английский крейсер «Галатея», находившийся на крайнем правом фланге эскадры Битти, обнаружил пароходик, отчаянно испускавший пар, «словно от страха в предчувствии столкновения двух грозных противников». Крейсеры «Галатея» и «Фаэтон» решили подойти ближе. Одновременно злополучный «Фьорд» был замечен головным эсминцем Хиппера, также устремившимся к нему с другой стороны. Немцы выслали два миноносца, чтобы задержать и допросить «бродягу».

Увидев противника, Хиппер повел врага на дредноуты Шеера. Этот этап сражения называют «Бегством на юг». Вскоре завязался бой. Англичане ответили на огонь с запозданием, стреляя редко и неточно. В этом неудачном для англичан авангардном бою два их крейсера было потоплено.

К месту событий подошли 4 английских сверхдредноута вице-адмирала Эвана-Томаса. Они открыли огонь с умопомрачительной дистанции. В 16.30 на горизонте показались основные силы Шеера. Битти понял, что Хиппер заманивал его под огонь орудий Флота Открытого моря. Он решил притворным бегством увлечь немцев на север, где неприятеля будет ждать еще более грандиозная ловушка — флот Джеллико, о чьем присутствии противник все еще не догадывался. Начался «бег на север». После этого еще 45 минут Эван-Томас вел открытый бой дредноутов. Сражение показало, что к защите дредноуты приспособлены лучше, чем к атаке — ни один гигант не был выведен из строя.

В 18.00 Джеллико увидел корабли Битти, ведущие артиллерийскую дуэль. Немцы и тут стреляли точнее. Дредноуты Джеллико начали перестраиваться, готовясь захватить немцев в кольцо. В 18.17 головной дредноут «Мальборо» открыл огонь по колонне Шеера. Теперь немецкий адмирал хотел лишь выбраться из западни. Несмотря на сложнейшие маневры, ему это удалось не сразу. В 19 часов 10 минут англичане ввели в действие все свои линейные силы, которые вели ураганный огонь, сосредоточив его на линейных крейсерах и головных линкорах противника.

В 19.18 германский флот направился к своим берегам. До наступления полной темноты корабли Шеера осуществили еще несколько поворотов, уклоняясь от преследующего их противника. В 19.30 сражение, в общем, прекратилось. Большая часть германского флота благополучно достигла своих баз, и утром 1 июня Джеллико получил известие, что противник улизнул. Из-за разбросанности своих сил, тумана и опасности нападения подлодок адмирал принял решение о прекращении боевых действий. В сражении английский флот потерял 3 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера и 8 эскадренных миноносцев. Потери германского флота составили линейный корабль, линейный крейсер, 4 легких крейсера и 5 эскадренных миноносцев.

В Германии все были уверены, что одержана крупная победа. В Англии начали с критики излишне осторожных действий Джеллико, но через несколько дней перешли к прославлению английского флота. Сам Джеллико в беседе с Битти говорил: «Я упустил одну из величайших возможностей, какая только может выпасть на долю человека». В любом случае, в стратегическом отношении Германия не выиграла ничего. Северное море осталось за мощным английским флотом. Если германские дредноуты вынуждены были стать на долгий ремонт, то 24 английских гиганта, заправившись топливом, опять были готовы к рейдам. Тактика генерального сражения на море себя не оправдала.

Поделиться ссылкой: