Самый дорогой спичечный коробок

Самый дорогой спичечный коробок

       Крупной фабрике, штампующей миллионы коробков ежемесячно, безразличны филуменисты — важны объемы, а не красота. Мелкосерийные же относятся к ним совсем иначе.
       В свое время Роберт Дюпин, президент московского клуба филуменистов “Сувенир”, предпринял с коллегами немало усилий для установления тесных контактов со спичечными фабриками, чтобы получить “право первой ночи”: хотелось, чтобы коробки отгружались коллекционерам прямо с конвейера, чтобы потом не приходилось их искать по магазинам…
       Роберт Дюпин: Лет 15 у нас ушло на заключение договора с Балабановской фабрикой, чтобы получать примерно по 300 экземпляров каждой серии, упаковка в 28 коробок тогда стоила всего 70 коп. Интересно, что больше всех нас не понимают директора спичечных фабрик, которым, очевидно, их спички уже обрыдли: говорят, вроде взрослые мужики эти филуменисты, а такой ерундой занимаются…
       Но для небольшого предприятия типа “Формата” стойкая армия поклонников — необходимость.
       Евгений Сергеев: Перед филуменистами, особенно в последнее время, встала большая проблема: как пополнять свои коллекции, когда видовое разнообразие спичек, по сравнению с тем, что выпускалось в Союзе по разнарядке сверху, резко сократилось? Мы же со своими небольшими объемами и оперативностью, можно сказать без преувеличения, сделали революцию в филумении. Если раньше у филумениста пять лет уходило на собирание коллекции, то теперь с помощью нашего производства и художников с этим можно управиться за полгода.
       Сам Сергеев вступил в клуб филуменистов и не только исправно отгружает коллекционерам по 20 комплектов каждой серии, но и печатает по их просьбе этикетки.
       Евгений Сергеев: Филуменисты — одни из самых активных потребителей нашей продукции. Без них сбыт был бы гораздо ниже.
       Где можно увидеть все разнообразие спичечной продукции, так это дома у коллекционера. Филуменистов не так много — в Москве и Санкт-Петербурге их примерно сотня, еще сколько-то — точно неизвестно — по всей стране. Сергеев утверждает, что филуменистов в стране 5-10 тыс., не меньше. Рынка они, конечно, для спичечного производства не делают, но кто еще в стране знает о спичках больше, чем люди, всю жизнь занимающиеся коллекционированием коробков и этикеток?
       Роберт Дюпин утверждает, что большинство тех, кто увлекается коллекционированием спичечных этикеток, просто скрывают это. Сам Дюпин увлекся филуменистикой еще 50 лет назад. Его коллекция насчитывает более 200 тыс. этикеток, выпущенных в СССР.
       Роберт Дюпин: Почему-то распространено мнение, что филуменистика — детская забава, и многие это свое хобби не афишируют. Хотя и среди нас есть известные артисты, военные… Спичечные этикетки, кстати, выполняют даже образовательную функцию, я многое узнал благодаря спичечным этикеткам — ведь по каждой тематике выпускались свои, отдельные серии (например, животные из Красной книги, космос, театры, метро).
       Правда, в отличие от рынка марок или монет, имеющих свою цену, обозначенную в профессиональных каталогах, на спичечные этикетки, хоть их каталоги и имеются, цены не указаны. Их просто нет. На спичках состояния не сделаешь, подорожает или нет копеечная этикетка со временем — неизвестно.
       Роберт Дюпин: Как правило, мы обмениваемся между собой этикетками, иногда — продаем или покупаем, но тут все по договоренности. Какой-то принятой цены на спичечную этикетку никогда не существовало, да и не могло быть. Как ее вычислить, если коробка спичек в СССР стоила копейку, и сколько тянула в этой сумме этикетка? В свое время в 60-х годах я заплатил за серию спичечных коробков с советскими футболистами 25 руб., по тем временам большие деньги. Есть у меня коробок еще царского времени, говорят, может, стоит несколько сот долларов, но сколько точно, опять же никто не скажет.
       Сергеев утверждает, что самый дорогой коробок спичек сделан в Японии в XIX веке — ручной работы, с цветной акварелью, стоит $3 тыс.
       Сейчас заниматься филуменистикой стало непросто: продукция спичечных фабрик не систематизирована, зачастую этикетки носят чисто рекламный характер. Серии с изображениями, например, животных и городов уходят в прошлое. Это раньше серии состояли из 9, 18 или 27 видов этикеток — так проще было печатать, размещая на листе.

Фото: ВАСИЛИЙ ШАПОШНИКОВ
Фото: ВАСИЛИЙ ШАПОШНИКОВ

   Зато, в отличие от советского времени, каждый желающий сейчас может заказать серию спичечных коробков, посвященную себе, своему предприятию или своему городу. Подарить родственникам, клиентам. А можно и заработать на этом, получив не 5-20%, которые имеют спичечные фабрики, а гораздо больше. Например, так поступает художник Евгений Шаруба, придумавший еще пять лет назад тематические “Соловецкие спички” и успешно продающий их островным туристам и паломникам.
       Евгений Шаруба: В 2000 году я нарисовал стильные смешные рисунки на тему Соловков, распечатал их на обычном принтере и стал их наклеивать на стандартные коробки, для чего пришлось скупить все спички на острове. Привлек для подработки островных мальчишек. Простой коробок покупался в магазине за 50 коп., а продавался в новом оформлении туристам уже за 10 руб. Правда, в островных магазинах все спички быстро кончились. Спички среди туристов стали пользоваться отличным спросом.
       Оказалось, что на доходы от этого нехитрого бизнеса вполне можно жить. Один набор из 18 коробков, кстати, туристу обходится в 150 руб., а на фабрике — чуть больше 20 руб. Но это выяснилось после того, как Евгений нашел фабрику в Рыбинске, где по его заказу стали штамповать спичечные наборы, и надобность в детском труде отпала.
       Пока же, по словам Сергеева, самый продаваемый спичечный набор фабрики посвящен Петергофу — в неделю по “Газели” уходит. Сейчас в Рыбинске выпускают спички для 50 российских музеев.

Поделиться ссылкой:

Просмотров: 13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *